Карл Роджерс (американский ученый и психотерапевт) говорил: "Мы не меняемся пока не принимаем себя. Изменения начинаются с принятия себя".
Что такое принятие? И для чего оно нам нужно? Почему многим трудно принять себя?
В своей книге "Становление человека" Карл Роджерс много рассуждает о принятии и ставит его (принятие клиента) одной из главных условий успешных психотерапевтических отношений для личностного развития человека (и подчеркивал, что не только важно для психотерапевтических отношений, а для любых отношений в целом — детско-родительских, партнерских, дружеских и т.д.).
Так что же такое принятие? Принятие — это безусловное и безоценочное отношение к другому. Признание его самоценности (ценен сам по себе).
С чего начинается принятие себя? Оно начинается с самых первых отношений — отношений с мамой. С материнской любви и с материнского принятия — безусловного отношения. И "научиться принимать себя" возможно только в отношениях, в которых можно получить опыт принятия себя другим. В родительских/партнерских/психотерапевтических.
Безусловно принимать ребенка — значит любить его не за то,что он красивый, послушный, умный и т.д., а просто так ,просто за то,что он есть. Принимать, значит признавать его самоценность (ценен сам по себе ). Принимать — не значит только хвалить ребенка и поощрять. Совершенно нормально злиться и сообщать об этом ребенку, запрещать неприемлемые действия и поведение, но не оценивая личность и не навешивая ярлыки ("ты плохой "). Дисциплина должна базироваться на фундаменте сердечной близости.
Язык принятия:
Оценка поступка, а не личности ("Ты поступил плохо", вместо "ты плохой сын").Осуждение действий, а не чувств ("Ты поступил плохо", вместо "Злиться нельзя").Похвала.Временный язык ("Сейчас мне не нравится, как ты себя ведешь", вместо "ты невыносимый! ").Комплимент.Сравнение с самим собой. ("В прошлый раз у тебя получилось лучше").
Язык непринятия:
Отказ от объяснений.Оскорбления.Негативная оценка.Постоянный язык (навешивание ярлыков — "Ты плохой сын", "Плачешь как девочка").Нелестные сравнения ("Петя с твоего класса лучше").Игнорирование.Команды, приказы,угрозы.Подчеркивание неудач.
Хайруллина Роза Ринатовна
Источник: