В современном мире обнаруживается мозаичность сочетания традиционной, модернисткой и постмодернистской культур. Постмодернистская культура в современной России получает наибольшее развитие в крупных городах.
Люди в традиционном обществе поддерживали тесные отношения как внутри малой семейной системы, так с другими родственниками. Такие близкие отношения были обусловлены традицией и жизненной необходимостью. В то же время близость вовсе не подразумевала эмпатию и интимность, это скорее была вынужденная физическая близость. Заключение брака и рождение детей основывались прежде всего на экономическом принципе. Церковь сдерживала сексуальность, настаивая на том, что секс важен только для продолжения рода, но никак не для удовольствия.
В модернистском обществе значение интимности и эмпатии начинает возрастать. Семейная среда становится более изолированной от государственной и религиозной регуляции. Все более обозначается важность индивидуальности: самореализации, самостоятельности, самооценки. Жена перестают находиться в зависимом положении. Патриархальное общество начинает трансформироваться в нечто другое.
В постмодернистском обществе начинают преобладать 2 ключевых компонента: капитализм и изолированный индивид. Постмодернистская культура становится, прежде всего, культурой потребления. Если ранее самоопределение личности формировалось через свою деятельность, то сейчас через объекты потребления – «Я существую только через Armani, Bentley и апартаменты на Патриках. Если нет этого всего, то нет и меня». С раннего детства СМИ обучают человека думать именно таким образом.
Современный мир эпизодичен, непостоянен. Исчезают критерии правильности общепринятых систем ценности, мнений, положений, истин. Фактически происходит дегуманизация человека, который лишается основных человеческих качеств, превращаясь в гибрид машины и человека.
Феномен хронической нехватки времени: нет времени для просмотра интересных фильмов, чтения художественной литературы, нет времени на самоанализ своих целей, мотиваций, ценностей. Нет времени разобраться в том, что внушает общество и какие внедряет ценности.
Все смешалось. В крупных городах вовсю процветает индивидуализм и свержение брака, как ценности. Многими правят культура потребления: сначала куплю хорошую квартиру, хорошую машину, хорошую одежду и т.д., а потому уже создание семьи.
Отношения перестают быть ценностью, в которую необходимо вкладывать время. Огромную популярность имеет быстрая интимность. Утром познакомились — вечером секс. Никто и никому ничего не должен.
Противоположный вариант — взаимоотношения устанавливаются еще в институте. По одиночке страшно выходить в мир. Вместе мы сила, способная противостоять этому пугающему миру.
В современном мире нет определенности, есть только хроническая тревога. Тревога от того, насколько я буду успешен: смогу ли быстро достичь своих целей.
Для установления длительных любовных и сексуальных взаимоотношений необходимо время. Важно узнать друг друга, прожить вместе какие-то ошибки, успеть познакомиться с реальным партнером, а не со своим идеальным образом (сформированным то ли родителями, то ли обществом потребления), снять свои проекции с партнера, обнаружить свои и его недостатки и ограничения. Кому-то требуется для этого полгода, кому-то год, разве здесь возможен ультиматум: «Давай женись или я пошла искать другого?». Брак вдруг стал еще одним атрибутом успеха наряду с машиной и квартирой.
Мир искушает человека, давая ему возможность не брать чужие ценности, а формировать свои. И тогда мне видится крайне важной вот такая последовательность вопросов к самому себе в отношении необходимости брака: Кто я и какие мои ценности в этом мозаичном мире? Могу ли я без тебя? Лучше ли мне с тобой, чем без тебя?
Список литературы:
Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева Личность в мегаполисе. Психология и психотерапия психических нарушений. – М.: Институт консультирования и системных решений. ОППЛ,2014.- 288 с.
Тарабаничева Виктория Александровна
Источник: