психология

Интегративный подход в психологической работе со студентами образовательных организаций

На современном этапе развития психологии существует множество различных направлений, теорий и психотехнологий, каждая из которых по-своему понимает и интерпретирует понятие личности, ее структуру и свойства, характеристики психических процессов, закономерности их протекания и др. Современные исследователи отмечают, что создание единой, раз и навсегда принятой теории психического невозможно в связи с высокой пластичностью и динамичностью психики человека, однако, все сильнее наблюдается тенденция к интеграции психологических направлений, теорий, методик. Применение в психологическом обеспечении образовательной деятельности интегративного подхода, предполагающего консолидацию множества областей, научных школ, направлений, уровней знаний о человеке в смысловом поле психологии, позволяет практическим психологам, с одной стороны, эффективно взаимодействовать со своими подопечными (как студентами, так и преподавательским составом), причем сразу на нескольких уровнях (психосоматическом, аффективном, когнитивном, экзистенциальном), а с другой – осуществлять трансформационные процессы личности гораздо быстрее и эффективнее, чем это происходит при использовании только тех методов прикладной психологии, которые основаны на вербальном взаимодействии между психологом и клиентом.

В целях улучшения социально-психологического климата нами был разработан и апробирован в группах студентов очного обучения юридических факультетов образовательных организаций высшего образования интегративный тренинг по сплочению коллектива, объединивший методы интегративной психологии (К. Уилбер, В.В. Козловй и др.), эмоционально-образной терапии (Н.Д. Линде и др.), игровой терапии (Д.М. Леви, Г.Л. Лэндрет, Л.Р. Мошинская и др.), арт-терапии (Дж. Морено, М.Е. Бурно, В.Н. Богданович, Т.Ю. Калошина, А.И. Копытин и др.). Универсальность применяемых методик позволяет рекомендовать данный тренинг для улучшения социально-психологического климата в различных социальных группах подросткового и молодежного возраста.

Нужно сказать, что один из использованных в тренинге методов – арт-терапия – достаточно простой, но эффективный метод воздействия на психику человека. Термин «arttherapy» появился в начале 1940-х годов, но до сих пор приверженцы этого направления нередко используют различные названия: «arttherapy», «creative therapy», «исцеление искусством» и др. Так, например, М.Е. Бурно предложил название «терапия творческим самовыражением», однако, оно оказалось слишком длинным и не прижилось на практике. В целом арт-терапия – это метод, направленный на исцеление посредством любого вида творчества (рисунок, живопись, лепка, танец, пластика, музыка, пение, драма; написание, чтение, рассказ литературных произведений; изготовление кукол, боди-арт, ландшафтный дизайн и др.). В современной арт-терапии выделяют два основных направления: представители первого предпочитают использовать уже готовые произведения искусства (картины, музыку и др.), представители второго – используют самостоятельное творчество. 

Отметим, что искусство как таковое терапевтично само по себе. Творчески самовыражаясь, человек раскрывает все грани своей личности, самореализуется и самоактуализируется, а приобщаясь к творческой деятельности других людей, находя резонирующие с его психологическим состоянием плоды творчества, – личностно растет и развивается. С помощью техник арт-терапии можно не только исцелять психологические травмы, эффективно разрешать индивидуальные кризисные состояния, но и совершенствовать качества и характеристики личности, необходимые для повышения коммуникативности и адаптивности в социуме, эффективно решать проблемные, конфликтные ситуации. Арт-терапия обладает многими преимуществами перед другими, основанными исключительно на вербальной коммуникации, методами и формами психотерапевтической работы:

– каждый может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков;

– арт-терапия является средством преимущественно невербального общения, что делает ее особо ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний;

– изобразительная деятельность во многих случаях позволяет обходить «цензуру сознания», поэтому представляет уникальную возможность для исследования бессознательных процессов, которые находятся в «вытесненном» виде либо слабо проявлены в повседневной жизни;

– является средством свободного самовыражения, самопознания и самоактуализации, способствует личностному росту и развитию рефлексии;

– продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для динамической оценки состояния, проведения соответствующих исследований и сопоставлений;

– арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и психического исцеления.

Задачами разработанного нами интегративного тренинга по сплочению коллектива с использованием арт-терапевтических и иных психотехнологий являются: снижение психоэмоционального напряжения у участников тренинга; освоение методов релаксации, саморегуляции; развитие метафорического мышления; формирование коммуникативных навыков и навыков самопрезентации; улучшение социально-психологического климата в группе; формирование навыков эффективного взаимодействия в микрогруппах и др. Тренинговое занятие организуется в помещениях для групповой психологической работы. Время проведения – 2-3 часа. В процессе тренинга используется следующий инструментарий: столы, стулья (если в помещении нет столов, арт-терапия может осуществляться на полу, стульях), листы чистой альбомной бумаги (формат А4) по количеству участников тренинга, листы ватмана (5–7 шт.), игровые предметы (мяч или мягкая игрушка), ручки, фломастеры, маркеры, цветные карандаши, пастельные мелки, ластики, клей, скотч, ножницы. Оптимальное число участников тренинга – 10–15 человека, но возможно и большее количество.

На вводном этапе тренинга осуществляется постановка целей и задач, оговариваются правила работы в группе. Знакомство участников группы осуществляется с использованием игрового предмета: участники, сидя на стульях, расставленных по кругу, по очереди представляются, кратко рассказывают о себе, передавая по кругу мяч или мягкую игрушку. Это помогает участникам тренинга, расслабиться, раскрыться, почувствовать себя в спокойной, безопасной среде, ослабить механизмы психологических защит, создать общую атмосфера доброжелательности и доверия. По предварительному заданию ведущего в процессе знакомства (самопрезентации) каждый участник так же предлагает метафору, ассоциирующуюся у него с социально-психологической атмосферой в их группе, коллективе образовательной организации. Например, в одной из наших групп студенты описали атмосферу в образовательной организации следующими метафорами: «муравейник», «бермудский треугольник», «дурдом», «цирк» и др. Можно также использовать метод открытых предложений, попросив участников тренинга продолжить фразы: «Мы работаем в…», «Наш коллектив – это…», «В моей группе я чувствую…» и др. Такие приемы позволяют психологу дополнить психодиагностическую картину, так как предварительное исследование социально-психологического климата в группе студентов с помощью анкетирования нередко дает достаточно формализованные результаты.

Далее участникам тренинга предлагается, сидя на стульях с закрытыми глазами, проделать упражнения на релаксацию, саморегуляцию процессов дыхания и сердцебиения, мышечное расслабление. Используются достаточно распространенные в настоящее время релаксационные психотехники или приемы аутогенной тренировки И.Г. Шульца. После вхождения участников тренинга в состояние релаксации ведущий зачитывает текст направленной визуализации «Дерево жизни» (по методике В.В. Козлова), этот метод прошел многолетнюю апробацию в различных социальных и возрастных группах и доказал свою эффективность. 

Дерево является древним глубинным архетипическим символом и может использоваться как символ жизни, символ знания, символ личности. В процессе направленной визуализации в данном случае образ «Дерева жизни» выступает в качестве своеобразной карты личности и позволяет сделать структурно-функциональный анализ Эго. Ведущий направляет внимание участников тренинга на их внутреннее состояние, актуализирует метафорический образ и проводит ассоциативные ряды различных частей дерева, деталей метафорического образа с разными сферами жизни: корни – родственные и социальные связи; ствол – основа, внутренний стержень, суть и актуальное психическое состояние самого человека; цветы, плоды – результаты труда, обучения, творчества и т.п.; местность, где растет дерево, почва – социальное окружение, обстановка и т.д. По завершению направленной визуализации участники постепенно выходят из состояния релаксации. В процессе шерринга (проговора) осуществляется групповой анализ, по желанию участники рассказывают о своих впечатлениях, переживаниях, психических состояниях, делятся смысловым наполнением образов и символов. Далее раздаются альбомные листы (формат А4) и участникам предлагается нарисовать свое «Дерево жизни», на это выделяется ограниченное количество времени.

В тренинге вместо направленной визуализации можно использовать метафорические (ассоциативные) карты, например, колоду «Деревья» (разработчики – Л.Р. Мошинская и др.). В таком случае участники тренинга выбирают карту с наиболее близким и притягательным образом дерева, изучают изображение и исследуют свое эмоциональное состояние, связанное с ним, потом рассказывают об этом образе в процессе шерринга и используют метафорическую карту в дальнейшей групповой работе.

После индивидуальной работы над рисунком своего «Дерева жизни» участники делятся на группы по 3–4 человека, и ведущий предлагает им сделать на ватмане коллажи из индивидуальных рисунков деревьев или выбранных метафорических карт. На каждую микрогруппу дается по 1 листу ватмана, рисунки (или карты) крепятся на ватмане с помощью клея или скотча. Затем нужно дорисовывать рисунок на ватмане так, чтобы был общий сюжет, связная картина. В конце работы участникам тренинга предлагается придумать название для своего коллажа. В каждой группе выбирается один человек, который выступает с презентацией коллективной картины, рассказывает, как она называется, что изображено на коллаже. Остальные члены микрогруппы комментируют и дополняют его после презентации. Ведущий интересуется, какие ощущения, впечатления возникали в процессе совместной работы, были ли трудности во взаимодействии.

Когда все микрогруппы презентовали свои коллажи, ведущий предлагает сложить ватмановские листы в центре зала на полу или большом столе, чтобы получилась общая картина, и придумать ей название, таким образом, фактически получается изображение и название собирательного образа коллектива (группы), например, условно, «Наш Лес» или «Сад». Обычно, на этом этапе часто наблюдается всплеск позитивных эмоций, поэтому психологу важно вербально и визуально поддержать и закрепить позитивный настрой, эмоциональный порыв, сплачивающий группу. Можно в дальнейшем разместить получившуюся картину на видном месте, значимом для группы, чтобы сохранить положительные эмоции, сформированный групповой настрой доверия, взаимной помощи и поддержки – позитивный ресурс, полученный в процессе коллективного творчества.

В завершении тренинга подводятся итоги, в ходе получения обратной связи дается оценка проделанной работе, каждый участник высказывает свои переживания, впечатления, передавая по кругу мяч или игрушку. В одной из наших групп некоторые студенты последнего курса юридического факультета образовательной организации в начале тренинга выражали свое недовольство тем, что отрываем их от подготовки к экзаменам, предлагаем заняться, по их мнению, какой-то ерундой. В конце тренинга эти же студенты изменили свое мнение, благодарили за то, что у них появилась возможность расслабиться, переключиться на другой вид деятельности, побыть в процессе сотворчества.

Во время тренинга психологу важно отслеживать, если какое-либо упражнение вызвало у кого-то из участников негативные реакции, обострило психологический кризис или актуализировало непроработанную психотравму. Такие реакции могут возникнуть, например, после направленной визуализации «Дерево жизни». Так, в одном из наших тренингов в процессе направленной визуализации ассоциация корней дерева с семьей, семейными связями обострила у одного из участников непроработанную психологическую травму, связанную с утратой близких родственников. Участник отказался обсуждать результаты своей визуализации в общем кругу, отметил затрудненность в дыхании, визуально наблюдались напряженность в теле, прерывистость речи, бледность, слезы в глазах. После тренинга этому участнику я предложила остаться и провела индивидуальное консультирование, в процессе которого мы проработали, сняли острые кризисные психические состояния и, когда студент вернулся в стабильное, уравновешенное психоэмоциональное состояние, предложила провести в дальнейшем серию индивидуальных психологических консультаций по тревожащим его личным проблемам. Также важно учитывать то, что психоэмоциональная реакция после проведенного тренинга может быть отсроченной, поэтому желателен контроль психологами образовательной организации состояния участников в последующие несколько дней после тренинга методом включенного наблюдения либо с использованием краткого опросника, составленного в свободной форме.

Анализ результатов нашего исследования показал, что после уже одного интегративного тренинга по сплочению коллектива с использованием арт-терапевтических и иных психотехнологий в группах студентов юридических факультетов образовательных организаций высшего образования улучшился социально-психологический климат, снизился уровень агрессии, тревожности, отчуждения у отдельных студентов, в связи с этим тренинг рекомендован для проведения в различных социальных группах подросткового и молодежного возраста.

Использованная литература:

Колошина Т.Ю., Трусь А.А. Арт-терапевтические техники в тренинге: характеристики и использование. Практическое пособие для тренера. – СПб.: Речь, 2010.

Козлов В.В. Интегративная психология: Пути духовного поиска, или освящение повседневности: монография. – М.: Психотерапия, 2007. – С. 14.

Козлов В.В., Донченко И.А. Направленные визуализации: теория и метод: монография. – Запорожье: Кругозор, 2015. 

Федорова Е.М. Теория интеграции личности как базовая основа практической деятельности психолога УИС // Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2015. – № 3. – С. 43-47.

Шульц И.Г. Аутогенная тренировка / пер. с нем.. – М.: Медицина, 1985. 

 

Федорова Екатерина Михайловна

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...