Чтение. Жена художника. Картина Карла Холсё. Дания, до 1935 года© Fine Art Images / Diomedia
«Удивительной силой обладают книги… Ты открываешь их, а они – тебя»
Если меня в лесу застанет ночь, и я не смогу найти дорогу к дому, я испугаюсь. Возможно, попытаюсь забраться на высокое дерево, найти укромную пещеру или нору. Но если мы с друзьями потеряем тропу к дому, это будет приключение. Мы разведем костер, будем рассказывать страшные истории и петь под звуки гитары, или будем искать дорогу, руководствуясь картой звездного неба.
Проживая свою жизненную историю, мы также можем чувствовать себя заблудившимися в лесу или ощущать рядом с собой надежное плечо друга. Кто же наши друзья-попутчики? Опыт всех поколений человечества, сохраненный в мифах, сказках и культурном наследии. Наследие наших предков, наша сокровищница, к которой мы можем обращаться за подсказкой, советом и ресурсом. Мы в него погружаемся при просмотре театральной постановки или фильма, посещая художественные выставки и созерцая памятники архитектуры, и, конечно же, при чтении литературных произведений.
Читая книгу, мы как будто начинаем в ней жить. Обложка становится крышей и стенами, а сама книга – домом. Умение читать – это искусство воображать. Искусство обнаруживать себя в читаемом тексте, наполнять текст своими чувствами, мыслями и переживаниями. Это искусство наполнять читаемый текст собой. И прежде всего – своими образами, картинками своего воображения. Дочитывая книгу до конца, история все еще проигрывается в голове, будто самый яркий сон. Книги помогают душам путешествовать, сидя на месте,- говорил Бернард Вербер.
Каждый нуждается в том, чтобы ему время от времени рассказывали хорошую историю. Мы привыкаем к словам, ситуациям и прочим фактам нашего опыта и восприятие жизни автоматизируется, мы перестаем ощущать все, что окружает нас, сводим их к стандартным функциям и смыслам. Автоматизация «съедает вещи, платье, мебель, жену и страх войны». После прочтения хорошего произведения — мы вновь ощущаем себя живыми, привычные вещи становятся необычными, заставляют нас увидеть их как в первый раз, по-новому на них посмотреть и по-новому осмыслить.
У нас сложилась традиция – мы беседуем читая. На протяжении двух лет каждую пятницу мы собираемся вместе, чтобы встретиться с собой – своими чувствами, мыслями, переживаниями. В сформированном нами бережном, безопасном и живом пространстве мы ведем диалоги со своим внутренним миром. Так же, как давным-давно вели беседы наши предки вокруг костра после удачной охоты внутри уютной пещеры, вдыхая аромат диких трав и испеченного мяса. Живой текст и есть той машиной времени, которая позволяет приобщиться к древней мировой сокровищнице, наполненной каждым живым существом.
Как происходят наши литературные встречи?
ФОРМАТ ЮНГИАНСКИХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ВСТРЕЧ предполагает совместное чтение и обсуждение прочитанного. Слушая историю, мы реагируем на трех уровнях: на текст – ту историю, которую читают; на то, как происходит чтение, и на то, что происходит с нами во время чтения. Собирая свои реакции – на уровне тела, мыслей, чувств, образов – и свои ассоциации, мы сталкиваемся с каким-то своим контекстом, собственной историей, в ответ на прочитанное.
Участвуя в совместных юнгианских чтениях у вас есть возможность:
знакомиться с текстом произведения с разных точек зренияпроживать произведение в группе, что дает уникальный эффект, более объемный и осознанный; люди читают, совершенно по-разному, порой делая акценты в тех местах, которые читатель-одиночка, читая "про себя", пропускает; (увидеть «обратную сторону луны»)погружаться в атмосферу произведения – проживать только своё, личное, в коллективном, когда группа является священным сосудом для бурления чувств;обсуждать свои мысли, чувства, ощущения, образы с другими, если возникнет желание, и не делать этого, если желание не возникнет.
Встречи будут интересны тем, кто готов к диалогу со своим внутренним миром, для это нужно его не бояться, и как правило, он отвечает взаимностью.
Чем это полезно в обычной жизни?
Логика жизни отличается от повествовательной (нарративной) логики, и мы склонны об этом забывать. В результате мы начинаем осмыслять свою реальную жизнь как некое повествование. Например, мы мысленно выстраиваем цепочку причин и следствий и убеждаем себя, что то, что с нами происходит, фатально неизбежно. Мы говорим «полоса везения» или «невезения», как будто однажды выпавшая удача или неудача тянет за собой другие. На самом деле это иллюзия: мы подчиняем свою жизнь простой линейной повествовательной схеме.
Литература и наука о ней дают нам инструменты, позволяющие замечать такие уловки и не попадаться на удочку нарративных иллюзий в реальной жизни. Что эффектно и изящно в романе, может быть грубым обманом или самообманом в действительности, в политике и обществе.
Мухлынина Людмила Афанасьевна
Источник: