Нарциссическое влияние, если оно длительное, способно выкачать всю до капли энергию даже из самого наполненного существа и опустить его самооценку куда ниже, чем «ниже плинтуса» — в подвал бессознательного, где она будет томиться, словно девица в темнице и, лишь «коса» ее в виде симптомов будет «на улице». Такая вот свекла-морковка…
Самые ужасные последствия для самооценки и не только (об этом ниже) остаются у тех, кто вырос в семье, где родитель (ли) абьюзер(ы) использовали своего богатого от природы ребенка в качестве своего нарциссического ресурса.
Нарцисс – пуст и ему нужно наполнение и здоровый красивый сильный ребенок прямо то, что надо. Кушать можно долго и с аппетитом, а ребенок как истинно любящий снова и снова будет отдавать свою любовь (тот самый ресурс) своему обожаемому родителю и делать это искренне и беззаветно.
Проблески на тему «что-то не то» догоняют как правило не раньше подросткового возраста, когда сын или дочь обнаруживают, что «король-то голый!».
Если в них (детях) еще остались силы, то они рьяно начинают протестовать причем как против стороны насилия, так и часто против жертвенной позиции второй стороны, но встают чаще на вторую, если не хотят «уподобляться злу», вместе с тем вытесняя сами из себя природную агрессию как элемент силы, которая для них зло, ведь этот элемент абьюзер использует во зло, унижая, оскорбляя, причиняя насилие как второй комплементарной стороне, так и сопротивляющимся подросткам-детям.
Абьюзивная личность одержима желанием власти и подчиниться должен любой, а уж тем более его чада, ведь они не что иное, как собственность наряду с мужем/женой.
Только «сильные мира сего» вынуждают абьюзера маскироваться и заискивать.
Одним из самых страшных последствий для детей, выросших в семьях с подавляющим стилем воспитания, является искажение реальности.
Дело в том, что абьюзеру свойственно подменять понятия, причем приписывать это свойство он будет партнеру, отрицая его в себе.
Фактически абьюзер не просто искажает реальность, он ее подменяет – словно внедряет в сознание чужеродную программу, наподобие компьютерного «трояна», и если воздействие было недолгим, то это не имеет масштабных последствий и обратимо, но если воздействие было длительное, то можно говорить о том, что чужеродная программа полностью подчиняет себе «компьютер».
Под влиянием абьюзивных отношений, человек получает ментальное повреждение разной степени тяжести от аутизма до шизофрении.
Такому человеку трудно строить адекватные коммуникации, т. к. его мировосприятие нарушено. Он словно смотрит на мир сквозь кривое зеркало (вспомните осколки зеркала тролля из «Снежной королевы»), а иными словами он воспринимает людей и мир такими, какими их ему «нарисовал» абьюзер. Да и вступает в отношения он с трудом: постепенно, открываясь не сразу, ведь пережитый опыт научил его, что сила его любви не гарантия ответа, а скорее опасность, то, что делает его уязвимым.
Абьюзер полностью переворачивает мир своего партнера или ребенка. Отсюда понятие перверзный нарцисс.
Существует два объяснения термина «перверсия».
Первое от латинского лат. perversio — переворачиваю. Это действительно переворот – переворот сознания, но я бы здесь применила еще одну аналогию.
Если обратиться к нашему телу, то в основе тела человека, как и животных, лежит такой структурный компонент, как белок.
И наша ДНК и определяет структуру будущего белка, который войдет в тело как компонент кожи или мышц, например.
С нашей ДНК могут случаться такие неприятности как мутации.
Такие как например, делеции (утрата участка хромосомы),инверсии (изменение порядка генов участка хромосомы на обратный), дупликации (повторение участка хромосомы), транслокации (перенос участка хромосомы на другую).
Если опереться на идею Лакана, о том, что человек структурирован языком, а язык это код, как и генетический код, но в отличие от последнего, определяющего структуру белковой молекулы, язык определяет нашу социальную составляющую. Аналогия действия "на лицо".
Представьте, что творит с ребенком язык абьюзивного родителя. Он буквально его перестраивает, кроит на свой лад, то повторяя ему идею о его ничтожности, то вырезая из его сознания ту или иную полезную мысль, то переворачивая представление о действительности. В бессознательном такого ребенка и живет эта чужеродная программа, правда замешанная на идее любви «бьет, значит любит».
Такие любящие родители или партнеры часто аргументируют свои действия словами «ну я же тебе добра желаю!».
Таким образом, человек, долго находившийся в абьюзивных отношениях не может встроиться в реальность как полноправный член социума, даже не потому, что социум его не принимает, а потому, что он в нем чувствует себя крайне неуютно. Он попросту не видит реальности, он вне ее, а находится в том мире, который создал для него абьюзер.
Люди, пережившие длительное абьюзивное воздействие впоследствии вспоминают события с ними случившиеся как кошмарный сон, так словно это было не с ними. Но диссоциация, которая когда-то помогла пережить им ад отношений с абьюзером становится иногда помехой к нормальной жизни, человек словно выпадает из реальности.
Натыкаясь на сходство в виде внешних атрибутов или манеры, напоминающих абьюзера, в другом человеке, пережившие насилие со стороны абьюзера и в доброжелателе видят врага, их словно окутывает морок, в сознании возобновляется речь, затуманивающая сознание и человек теряет себя.
Вот такое «Королевство кривых зеркал» формируется внутри человека, который стал жертвой абьюзера и расщепление на Олю и Яло как результат. Вроде Я, а вроде и не Я. И все в этом королевстве наоборот, сплошной перевертыш.
Слово перверсия имеет и еще одно значение, если вдуматься в его звучание: «père» по-французски – отец, т.о. «перверсия» не что иное, как «версия отца», не я – версия себя, а версия отца-нарцисса (по статистике мужчины чаще страдают этим расстройством).
Такой версией может стать как сын, так и дочь и относиться к ним такой родитель будет исключительно как к продолжению (расширению) себя.
Родители и партнеры такого типа буквально питаются энергией своих детей и/или партнеров и те, став «донорами» отдавать могут до гробовой доски и что еще хуже, для них, как и для реальных доноров, кровопускание становиться необходимостью. Они словно бы ищут (бессознательно) того, кто бы их помучил и таким образом вернул ощущения. Боль – тоже ощущение, а если человек других не знал, то он ищет боль как способ мобилизоваться или вырасти.
Мир жертвы искажен, и такой человек просто не верит, что может быть иначе, но правда в том, что эта картина мира сформировалась в отношениях с нарциссом и, отделившись от него, человек может снова обрести радость бытия без жертв.
Сердюк Алевтина Александровна
Источник: