В данной статье, мне бы хотелось поделиться наработанным опытом по использованию игровых методов в работе по адаптации обучающихся с ОВЗ в образовательной среде.
Для детей с особенностями в развитии характерно нарушение нормального темпа психического развития. Это может выражаться в том, что отдельные психические функции (память, мышление, внимание и т.д.) отстают от среднестатистической возрастной нормы.
В связи с этим важную роль для таких детей играет адаптация. Поступая в школу, первоклассники сталкиваются с новой средой. А детям с особенностями в развитии необходимо оказывать дополнительную помощь для успешной, правильной, системной адаптации.
Школьная адаптация – процесс приспособления организма школьников к новым условиям жизнедеятельности, новому виду деятельности, новым нагрузкам, связанным с систематическим обучением. Данный процесс длительный и имеет физиологические, психологические и социальные аспекты.
Большинство авторов рассматривают адаптацию, как процесс активного приспособления индивида к условиям среды и как результат этого процесса. Выделяют три основные формы адаптации к внешней среде:
1) Поиск среды, которая наиболее благоприятна для жизни и реализации значимых потребностей (поиск среды по себе);
2) Изменения, которые субъект совершает для приведения среды в соответствие со своими потребностями (изменение среды под себя);
3) Внутренние психологические изменения, с помощью которых он приспосабливается к среде (изменение себя под среду).
В психолого-педагогических исследованиях (Л. И. Божович, И. В. Дубровина, А. В. Запорожец, С. В. Феоктистова и др.) адаптация рассматривается в неразрывном единстве с процессами психического развития и личностного становления школьников, с процессами обучения, воспитания и социализации в различные возрастные периоды.
На первых этапах адаптации к школе для учащихся с ОВЗ мотивы, связанные с познанием, учением, имеют незначительный вес, а познавательная мотивация учения и произвольная регуляция деятельности еще недостаточно развиты – они постепенно формируются в процессе самой учебной деятельности.
Помогая детям с ОВЗ лучше адаптироваться, мы пришли к выводу, что они нуждаются в большей степени в игровой ситуации развития. Порой они даже отказываются посещать развивающие занятия. В связи с этим на занятиях для таких детей необходимо создавать ситуацию успеха, которую легче всего смоделировать именно в игре. Успешное прохождение фазы адаптации позволит ребенку интегрироваться в группе и развить не только познавательные способности, но личностные черты.
Для данной категории детей мной разрабатывается и адаптируется серия игровых упражнений. Игровая деятельность является ведующей, прежде всего для детей дошкольного возраста. При поступлении в школу дети осваивают новый вид деятельности – учебную. Но в связи с особенностями в развитии учащимся необходимо преподносить материал в доступной для них облегченной форме.
Многие специалисты в области детской психологии в той или иной степени касаются проблемы игры и выдвигают свои точки зрения на ее природу и значение. Также является очень распространненой «игровая терапия», позволяющая развивать познавательные процессы, справляться с различными трудностями и отклонениями в поведении. Существует несколько видов игровой терапии (психоаналитическая, поведенческая, недирективная, структурированная и др.), в зависимости от того, в каком психологическом подходе работает специалист. В своей работе я использую интегративный подход.
Отечественный психолог Л. С. Выготский писал о том, что в игровой ситуации можно сформировать благоприятные условия для развития интеллектуальных способностей, в частности перехода от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Также развиваются творческие процессы.[1] В игре реализуются следующие функции: обучающая, развивающая, воспитательная, коммуникативная, развлекательная, психологическая, релаксационная. Имея такое разнообразие функций, игра заслуживает того, чтобы её включали во вcе виды деятельности, так как она передает огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений.
В своей практике я использую игры на развитие сенсорных способностей (тактильные ощущения, цветовое восприятие, слуховое внимание и т.д.), познавательных способностей, речевое развитие, развитие мелкой и крупной моторики и т.д.
Для эффективности необходимо использовать современные техники и методические пособия.
Подводя итог, можно сказать, что использование игровых методов в работе по адаптации обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования дает значимые положительные результаты.
Если у Вас ребенок с особенностями в развитии и Вы не знаете, что делать?
В каком направлении двигаться?
Обращайтесь за помощью. Рада буду Вам помочь.
Психолог Екатерина Шабалина, 8 900 572 34 17
https://www.b17.ru/id49745/
Библиографический список
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.Федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598).Большой психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 632 с.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //Психология развития. – СПб: Питер, 2001. – 512 с.Эльконин Д. Психология игры — М.: Владос, 1999 г. — 360 с.Игровой комплект «Пертра». Набор психолога. Методические рекомендации. – М.: ИНТ. – 56 с.Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. – М.: АРКТИ, 2012. – 72 с.Требования к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья // Справочник руководителя образовательного учреждения № 8 , 2016. С. 20 – 27.Шабалина Е.А. Тип детско-родительских взаимоотношений как фактор формирования этнической идентичности у подростков. Секция психология. Подсекция «Психология современной семьи». Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2013» / Отв. ред. А. И. Андреев, А. В. Андриянов, Е. А. Антипов, К. К. Андреев, М. В. Чистякова. — М.: МАКС Пресс, 2013.
Шабалина Екатерина Александровна
Источник: