Работа Джона Боулби над теорией привязанности может рассматриваться как начатая вскоре после его выпуска из Университета Кэмбриджа с наблюдениями, которые он сделал, пока работал в приюте для малоприспособленных мальчиков. Двое из них, оба страдающие от разрыва в отношениях с матерями, оказали на него очень важное влияние. Более систематическое ретроспективное исследование Боулби, опубликованное им спустя более десяти лет и известное как «44 несовершеннолетних вора: их характеры и семейная жизнь» (Bowlby, 1944), как и наблюдения других (Bender & Yarnell, 1941; Goldfarb, 1943), убедили его, что серьезные нарушения в матери и ребенка являются предтечами дальнейшей психопатологии. Наблюдения Боулби привели его не только к убеждению, что детские отношения с матерью важны для дальнейшего функционирования, но и привели его также к мысли о том, что эти отношения имеют первостепенно важное значение для ребенка. Боулби, вместе с его коллегой, Джеймсом Робертсоном, заметили, что дети испытывают сильный дистресс когда отделены от матерей, даже если их кормили и о них заботились. Возник закономерный паттерн яростного протеста, сопровождаемого отчаянием (Robertson & Bowlby, 1952). Боулби заинтересовался почему же мать так важна ребенку.
В то время, две общепринятые теории, предлагавшие объяснение детской связи с матерью матери, были теориями вторичного влечения. Психоаналитики и сторонники теории социального научения схоже полагали, что отношения ребенка с матерью возникают потому, что она кормит ребенка (e.g., Freud, 1910/1957; Sears, Maccoby, & Levin, 1957) и удовольствие, испытываемое от удовлетворения голодных побуждений, становится связанным с материнским присутствием. Когда Боулби только начал разработку теорию, он узнал о результатах исследования животных, которые поставили под серьезное сомнение эту перспективу. Lorenz (1935) отмечал, что гусята становятся привязанными к родителям и даже объектам, которые не кормят их. Harlow (1958) заметил, детеныши макаки-резус, в ситуации стресса предпочитали не «мать» из проволоки, но кормящую, а «мать», покрытую тканью, которая была комфортной в контакте с ней. В скором времени, были проведены систематические наблюдения за младенцами, и стало очевидным, что дети тоже привязываются к людям, которые их не кормят (Ainsworth, 1967; Schaffer & Emerson, 1964). Годы спустя, Боулби вспоминал, что:
эта теория [вторичного влечения] не казалась мне соответствующей действительности. Например, будь она правдива, младенец года или двух будет готов принять любого, кто его кормит, а это явно не так. Но если теория, зависимая от вторичного влечения была неадекватной, какой была альтернатива? (1980b, стр. 650)
Поскольку он обнаружил, что неудовлетворен классическими теориями, Боулби (1969/1982) начал искать новое объяснение в дискуссиях с коллегами из таких областей, как эволюционная биология, этология, психология развития, когнитивная психология, теория управления (кибернетика*). Он использовал все эти области науки для того, чтобы сформулировать новаторское предположение, что механизмы, лежащие в основе связи ребенка с матерью, изначально были результатом давления эволюционного процесса. По мнению Боулби, эта поразительно сильная связь – что особенно заметно, если она нарушена, результат не процесса ассоциативного научения (вторичного влечения), а скорее из биологически обоснованного стремления к близости, возникшего в процессе естественного отбора. Боулби (1958, 1960a, 1960b), представил теорию привязанности в серии работ, первая из которых – «Природа детской привязанности к матери». Все основные положения теории привязанности были представлены там, по крайней мере, в рудиментарной форме, представляя, как говорил Bretherton (1992), «первый базовый проект теории привязанности». Эти идеи были далее разработаны в трилогии Боулби «Привязанность и потеря» (1969/1982, 1973, 1980а).
Одним из членов исследовательской группы Боулби в этот период становления первоначальной формулировки теории привязанности, была психолог-девелопменталист из Канады, Мэри Солтер Эйнсворт. Ее связь с Боулби, появившаяся благодаря счастливому случаю – газетному объявлению о вакансии исследователя в области развития, которое показал ей друг – стала удачей для теории привязанности. Эйнсворт провела два первопроходческих исследования естественных наблюдений за младенцами и матерями, в которых она применила этологические принципы теории привязанности в качестве основы. Одно из этих исследований было проведено в начале 1950-х в Уганде, второе – в начале 60-х в Балтиморе. Эти исследования стали самими обширными наблюдениями за жизнью семей на тот день и заложили основу для вклада Эйнсворт в теорию привязанности, а также для будущих формулировок Боулби. В дальнейшем, Эйнсворт создала инструмент оценки «Незнакомая ситуация», который вызвал продуктивный расцвет эмпирических исследований индивидуальных особенностей в качестве привязанности – исследование, которое во многом ответственно за место теории привязанности в современной психологии и психиатрии.
Даниил Островский
Источник: