Приводя своих детей к психологу, психоаналитику, родители часто задаются вопросом: « А что же происходит за дверью? Что «делают» с моим ребенком, целители душ человеческих?».
Давайте приоткроем дверь и разберемся, какие методы применяют в своей работе с детьми психологи и психоаналитики? Как именно помогают эти методы справиться ребенку со сложившимися трудностями? И на конец, каковы же различия работы, психоаналитика и психолога с детьми.
Работа с детьми отличается от работы, со взрослыми в любом направлении психотерапии.
Основные методы работы с детьми – это игра, рисунок, сказка.
Как в психологии, так и в психоанализе эти методы имеют терапевтическую и динамическую функцию.
Работая с методами детской терапии, психоаналитик не предлагает своих конструкций, а слушает « рассказ» ребенка( а маленький ребенок и говорит, через игру и рисунок). Ребенок сам выбирает, какими игрушками ему играть и какой рисунок ему рисовать. Рисунок психоаналитики сравнивают со сновидением.
Психологи же, говорят, что рисунок- это осознанный акт и благодаря ему, ребенок развивает эмоциональную сферу.
Через рисунок, ребенок освобождается от тревог, страхов, агрессии, депрессивных состояний и т.д. Через игру и рисунок, ребенок позволяет прикоснуться к внутреннему миру своих переживаний, делится ими и раскрывает себя.
Сказка существует, как один из методов работы с детьми, но гораздо реже применяется, чем другие виды терапии. Как в психологии, так и психоанализе сказка имеет как терапевтическую и диагностическую функции.
Психоаналитики рассматривают сказку, как внутренний процесс. В сказках находят отражение ранние семейные модели поведения, идентичность, коллективное бессознательное. В психологии, сказка – это как внутренний, так и внешний процесс.
С помощью сказок, ребенок может научиться противостоять различным проблемам, развивать стремление к лучшему. И уже во взрослости, формировать жизненный сценарий. Благодаря сказке, происходит переосмысление внутреннего и внешнего мира, осмысление своего прошлого и моделирование лучшего будущего. Сказки показывают и помогают решить конфликтные ситуации. Проживая тревожные ситуации в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают, новый способ реагирования на сложные ситуации.
В чем же различия работы психолога и психоаналитика с детьми?
Применяя одни и те же методы терапии, техника работы психолога и психоаналитика отличается.
В терапии с ребенком, психоаналитик, выступает в роли, якобы знающего, ребенок в роли говорящего и знающего о себе все субъекта. Только ребенок знает о себе, а психоаналитик во время терапии «идет» вслед за ним. Психоаналитик в терапии должен попытаться услышать ребенка, через применяемые им методы терапии, ничего ему не навязывая и не предлагая свои конструкты. Психоаналитик не работает с запросом родителей. Он работает с запросом ребенка. Если в терапии запроса от ребенка не прозвучало- психоанализа не будет.
Психолог- знающий, он работает с запросом родителей и иногда занимает позицию воспитывающего родителя, он как бы «делает» ребенка.
Иногда приводя ребенка к психологу, психоаналитику, специалист понимает, что помощь нужна не только ребенку, но и родителям и в последствии, он может проводить терапию и с ребенком и с родителями, а иногда только с родителями.
К кому же, вести вашего ребенка, выбор за Вами.
Лысенко Ирина Олеговна
Источник: