Современная культура во многом изменила отношение общества к воспитанию детей. Любовь к детям стала предметом культа. Надо ее в изобилии давать детям — и тогда все будет хорошо!
А, главное, как сразу растет родительская самооценка! Мы ничего для ребенка не жалеем, работаем на двух работах, самое лучшее для своего ребенка покупаем, на все кружки его водим, в самую лучшую школу записываем. В единственного ребенка вложено все, абсолютно все!
Казалось бы, ребенок, по примеру родителей, должен так же стремиться к устройству своей жизни, семьи, быта, но вырастая, он что-то не спешит. Привык он жить только для себя.
Здесь как с поливом растений: не долить — засохнет, слишком много воды — сгниют корни. Золотая середина. Но где она? А посмотрите на уклад жизни наших прадедов, бабушек и дедушек.
Каждый ребенок в семье рос помощником. Семьи были большими и дети начинали помогать отцу и матери по хозяйству довольно рано. Уже лет с пяти присматривали за младшими, ходили за скотом, кормили животных и птицу, готовили в печи, помогали в поле и в огороде, собирали в лесу грибы и ягоды, возили дрова и сено, девочки учились шить, вязать, прясть, мальчики занимались мужской работой. Дети не росли инфантильными. Они всегда были при деле, постоянно находясь в круговороте житейских забот, во многих делах принимали участие на равных со взрослыми. Были помощниками, поддержкой родителям. Передача знаний от старшего поколения к младшему происходила через совместный труд, участие в решении бытовых вопросов, заботе всех членов семьи друг о друге, праздники.
Дети учились жизни, находясь рядом со взрослыми и перенимали у них опыт в ремеслах, учились заботиться о ближних, принимали активное участие в жизни семьи. При этом в культуре патриархальной семьи существовала четкая иерархия, где младшие поколения подчинялись старшим и уважение детей к родителям не было пустым звуком.
Желание ""соломку подстелить" идет от материнской гордыни: "Как же он без меня". Здесь нет веры в своего ребенка, веры в его способность преодолевать трудности, находить решение стоящих пред ним жизненных задач. Дети очень чутко улавливают, когда родители не верят в них, слишком опекая или критикуя, тем самым лишая ребенка ощущения собственной значимости, внушая ребенку чувство неуверенности, тревоги, сомнений.
Уровень родительской любви измеряется способностью оказать поддержку, дать мудрый совет, когда это требуется, вовремя отпустить ребенка, предоставив ему свободу.
Главная задача родителей — научить ребенка самостоятельности, вовремя делегировать ему право самому принимать решения и преодолевать трудности. Научить этому можно на своем, родительском примере.
Приобщайте детей к труду через совместные дела. Не забывайте поддержать и похвалить ребенка, когда он этого заслуживает. Общайтесь с ребенком на равных, как со взрослым, интересуйтесь его мнением и вы увидите насколько мудрым может быть ваш ребенок. Замечания делайте в уважительной форме. Ничто так не отбивает у ребенка желание помогать по дому, учиться, заниматься нужными делами, как критика, недооценивание взрослыми усилий ребенка. Хвалите ребенка, всегда можно найти за что его похвалить, ведь ему стоит немалых сил овладение новыми знаниями, приобретение нового жизненного опыта. Только похвала должна быть конкретной: "Молодец, как чисто ты пол подмела, ни соринки нигде не оставила", "Очень красивая у тебя картина получилась, цветы как живые."
Только освободившись от опеки и излишней заботы взрослых, ребенок становится увереннее, взрослее, следовательно, получает возможность полноценно прожить свою жизнь.
Ахраменко Ирина Владимировна
Источник: