психология

Как еще снова сказать «Здравствуй»?

Как еще снова сказать "Здравствуй"?

Пока я говорила о Снова здравствуй в основном в контексте смерти близкого, чаще всего взрослого. Сегодня о других контекстах и возможностях:

 
1. Метафора «снова сказать «здравствуй!»» может быть целительна для родителей, потерявших ребёнка, включая случаи, когда малыш умер еще до рождения. Когда работаю на горячей линии психологической помощи семьям с недоношенными детьми, говорю с родителями и иногда знакомлю их с этой метафорой. Вспомнила разные истории, когда родители, потеряв малыша через несколько дней после рождения или когда малыш был ещё в животике, представляли, какими бы их детки видели своих родителей, которые смотрели на них любящими глазами, гладили живот, волновались, говорили с ними. Что бы они им передали, что бы пожелали сохранить и помнить? Такие разговоры очень трогательны, часто со слезами, но и о том, как родители встраивают новые смыслы и видение себя в свою жизнь дальше, как выбирают жить и помнить о своих детях.

2. ​Расставание и разлука. Метафора может применяться в ситуациях, когда люди переживают расставание. Особенно непросто это для тех, кто не выбирал расставаться.

Человек может чувствуют, что другой предал его или ее. Приходят неуверенность, сомнение у себе, ярость, боль. Могут появится мысли, что другой человек их никогда не любил по-настоящему.

Если подобные переживания главенствуют, их важно сделать видимыми, но и помочь человек вспомнить другую историю о себе и любви. Такая история включает в себя те переживания и опыт, которые подтверждают для человека, что он может быть любимым, что в его жизни были моменты без сомнения и без неуверенности. Где он чувствовал, что есть любовь. Эти знания могут помочь вернуть или построить новое представление человека о себе, и тогда чувства сомнения в себе и ярости, гнева гнева проходят.

Что бы та любовь сказала тебе о том, какая ты и почему тебя легко любить? О чем напомнила бы?

Иногда некоторым важно снова сказать «здравсвуй» тому, с кем случилось расставание, чтобы потом сказать «пока», снизив его влияние на жизнь человека. Также многое может быть важно сохранить и оставить себе, не говоря «пока».

3. Метафору можно использовать с людьми, которые в результате пережитого когда-то эмоционального и физического насилия продолжают быть под влиянием плохого отношения к себе будучи взрослыми. Подобное отношение к себе и видения себя – грустный результат присвоения дурного отношения к ним того взрослого (ых). Бывает сложно поверить в какие-то более привлекательные представления о себе, с которыми они сталкиваются в течение жизни.

Предлагаю человеку вместе высветить эпизоды, где им удавалось относиться к себе на капельку «принятия себя»/«любви к себе»/«по-доброму, с заботой». Мы ищем вместе моменты несогласия с насилием, давлением.

К. в течение всего детства подверглась давлению, унижению ее способностей и навыков. В наших беседах с ней обнаружилось множество моментов несогласия со словами «ты никчёмна, не добьёшься в жизни ничего». А также К. нашла свои личные ответы в этом несогласии и в желании помочь себе через вопросы:

— Если бы ты могла посмотреть на себя глазами той девочки, чему в тебе и твоей жизни она бы порадовалась за тебя?

— Что было бы для неё важнее всего из того, чему ты научилась за это время, кем стала?

— Что бы она сказала о том, как ты заботишься о своём младшем брате сейчас?

— Что бы ты могла сделать, чтобы отношение этой девочки к тебе и твоим успехам стало играть более важную роль в твоей жизни, нежели отношение к тебе твоих родителей?

— Как бы ты стала обращаться с собой?

Сейчас К. имеет альтернативное знание о себе, она сохранила в сердце образ этой девочки, иногда они встречаются в письмах, что К. пишет себе от ее имени.

4. Случаи насилия над детьми

В результате физического или психологического насилия на детей часто начинает влиять ненависть к себе, уверенность в неудаче и желание починить вред собственной жизни и собственному будущему.

Здесь важно помочь ребёнку высветить уникальные эпизоды, когда какие-то взрослые относились к нему по-доброму, заботились, вместо того, чтобы причинять боль. Такие случаи обнаруживаются в прошлом или в настоящей жизни ребёнка (Социальный работник, который сочувствовал ему; учительница, поддерживающая и дружелюбная с ним; одноклассник или ребёнок со двора, который сказал что-то важное для ребенка).

Вопросы ниже могут помочь ребёнку увидеть другое знание и историю о себе, встроить поддерживающего другого в жизнь ребенка и помочь ему отойти от ненависти к себе, не соглашаться с ней больше.

— Что, как тебе кажется, смог увидеть в тебе этот человек такого, по отношению к чему (тот взрослый, который жестоко обращался с тобой) оказался слеп?

— Что в твоих словах и поступках смогло дать понять это тому человеку (учитель, другой ребёнок)?

— Что же он узнал о тебе такого, что ты сам теперь можешь о себе знать?

— Если бы (тот взрослый, который жестоко обращался с тобой) не был бы так слеп и не проглядел бы в тебе человека, как могло бы измениться его отношение к тебе?

5. С собой прошлым

Бывает, мы сталкиваемся с чем-то тяжелым, что заставляет человека забыть себя таким, который хочет жить, кому что-то особенно важно, может пропасть вера в себя.

И здесь я предлагаю обратиться к себе прошлому, который справился с чем-то непростым.

— Что бы ты, тот, кто тогда переживал такое в жизни, сказал тебе о том, как он справился, что ему помогло?

— Какие были у него намерения, во что он верил, поступая так?

— Что бы ты сказал о человеке, который поддерживает себя таким образом?

— Как тебе кажется, если бы мы у него спросили, что бы он посоветовал тебе сегодня? Почему?

6. С вымышленным другом, героем книги, фильма, мультика

Иногда у детей появляются вымышленные друзья, но даже когда дети становятся старше или уже взрослые, воспоминания об этом остаются. Беседы о таких друзьях, о том, почему они были важны, почему дружили с этим человеком, каким его видели могут оказаться сильно поддерживающими. Человек начинает здороваться с другом, в общем-то здороваясь с тем, кто верит в него и видит его таким, каким сам человек пока себя не описывает.

История про героев книг, фильмов или известных личностей тоже часто оказывается поддерживающей. Не всегда вокруг нас есть люди, с которыми мы близки и чувствуем поддержку. Но могут стать целительными беседы о том, что важного человек находит в том или ином герое. Если человек его выбирает как ценного и вдохновляющего, кто научил чему-то дорогому, всегда можно спросить человека, что бы герой сказал о нем, на что опирается, смотря такой фильм или читая книгу. На что он надеется?

На сессии моя собеседница вспоминала Китнисс из Голодных игр, это был очень вдохновляющий и восхищающий разговор!

Как и с кем вам хочется попробовать метафору снова сказать «здравствуй»?

Виктория Пархаева

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...