Прелесть транзактного анализа заключается в возможности интегрировать и находить общие элементы в различных теориях психотерапии. Каждая психологическая система предлагает собственное объяснение развитию психопатологии.
Крайне важно, что другие системы не являются неверными, а используется всё лучшее от них. Теория сексуального развития Фрейда, зонально-модальная модель развития эго Эрика Эриксона, теория обучения бихевиористов, теории систем — все они объясняют развитие ребенка и предлагают спектр лечебных возможностей.
В теории транзактного анализа имеется концепция ранних решений.
Решение—мнение человека о себе, других людях и о жизни в целом, принятое в детстве как наилучший имеющийся в наличии способ выживания и удовлетворения потребностей, связанный с ограниченными возможностями для ребенка чувствовать и тестировать реальность.
Для того, чтобы разобраться в том, как формируются данные решения, необходимо понимать структуру детского эго-состояния (ознакомьтесь с этой статьей, если вам не ясен этот термин https://www.b17.ru/blog/119801/.).
Детское состояние в структурной модели второго порядка(Ре2) состоит из трёх компонентов, изображённых на рисунке:
(Ро1) Родитель в ребёнке — электрод или большой свин.
(В1) Взрослый в ребёнке — маленький профессор
(Ре1) Ребёнок в ребёнке — естественный ребёнок.
Первым формируется состояние Ре1. Данное состояние по ряду данных формируется с момента зачатия до 6-12 месяцев. В данной психической структуре содержатся все психофизиологические, конституциональные, биохимические и иные особенности ребёнка, определяемые генетически. Все эти аспекты являются ресурсами ребёнка. На данном этапе развития ребёнок реагирует на любой дискомфорт очень полярно. То есть любой дистресс побуждает ребёнка кричать, плакать — давать знак родителям, что с ним что-то НЕ ОК. В случае удовлетворения всех физиологических и психологических потребностей ребёнок смеётся, спит и так далее. Главным индикатор является ощущение от удовлетворённости базовых потребностей (безопасности, тепле, питание и т.д.). В зависимости от генетических особенностей, указанных выше, один уровень стресса для одного ребёнка может быть ещё ОК, а для другого нет.
Далее формируется состояние маленького профессора. Данное состояние развивается примерно до 3 лет. Для этой части характерно активация сильнейшей познавательной активности ребёнка на фоне постепенной сепарации и индивидуации(отделении от матери). У взрослого человека это состояние характеризуется проявлениями интуиции. У ребёнка же это часть проявляется в виде некого иррационального марсианского мышления или магического мышления. Именно данная часть отвечает за формирование решений.
Окончательно Эго-состояние ребёнка формируется примерно к 6 годам. В этот последний этап формируется состояние Родителя в ребёнке(Ро1). Это тот момент, когда ребёнок может полноценно воспринимать социальные нормы и правила, диктуемые его окружением. В этом состоянии они будут сохранны, как сильнейшие табу на всю жизнь.
Сейчас, после информирования о структурной модели второго порядка я объясню полный цикл принятия решения.
Первый этап на рисунке изображён цифрой 1. Здесь демонстрируется послание родителя ребёнку. Воспринимается оно сразу состоянием маленького профессора. Даже если мы не берём ситуации однозначного насилия над ребёнком, им самим, активным образом, определяется смысл информации, исходящей от Родителя. Так может интерпретироваться совершенно любое событие: от долгого подхода к кровати ребёнка из-за мытье посуды(долгого опять же для ребёнка) до недостаточного количества времени, проведённого за игрой с родительской фигурой. При регрессивном гипнозе экспериментальным путем выискиваются самые разные травмирующие ситуации, кажущиеся взрослому человеку абсурдными.
На втором этапе В1 анализируются аффекты ребёнка из состояния Д1. Маленький профессор прислушивается к родительскому посланию, а также к собственным эмоциональным реакциям на это послание, и затем принимает решение.
Когда решение принято, на третьем этапе процесса оно помещается в состояние Ро1. После этого оно становится автоматической мыслительной ошибкой до конца жизни человека.
Далее в жизни человека в стрессовых ситуациях будет автоматически активироваться сценарное решение, и человек начнёт реагировать на мир, окружающих людей, себя соответствующим этому решению образом. Стало быть он будет чувствовать и переживать те же самые чувства, что и в детстве.
Послания от родителей к детям в их детское эго-состояние называются предписаниями.
Предписания бывают двух видов:
1)положительные называются разрешениями
2)негативные называются приказаниями.
Боб и Мэри Гулдинги выделили 12 приказаний:
Не делай. Не будь. Не сближайся. Не будь значимым. Не будь ребенком. Не взрослей. Не добейся успеха. Не будь собой. Не будь нормальным. Не будь здоровым. Не принадлежи.
Разберём их в будущих материалах.
Чтобы предписания стали значимыми для развития ребенка, он должен их принять. Он властен принять их или отбросить. Ребенок придумывает, изобретает и неправильно интерпретирует, и таким способом сам себе дает предписания.
Смерть брата вызывает у ребенка уверенность, что это его ревность убила братишку, а не какая-то там непонятная пневмония. И, обуреваемый чувством вины, ребенок дает себе предписание "Не будь".
Если умирает любимый отец, сын или дочь может решить ни с кем больше не сближаться. Чтобы в будущем избежать боли, подобной той, что причинила ему смерть отца, ребенок дает себе предписание "Не сближайся". На самом деле он говорит себе следующее: "Я никогда больше не полюблю, а значит, не буду испытывать боли". Перечислены лишь некоторые из предписаний, однако и в ответ на них ребенок может принять бесчисленное множество вариантов решений.
Во-первых, ребенок может просто не поверить предписанию и поэтому отбросить его. Причиной может быть осознание патологии передающего предписание ("Моя мать — сумасшедшая, и неважно, что она говорит") или встреча с кем-нибудь, кто оспаривает предписание, и вера в этого человека ("Родители меня не любят, зато учитель меня любит").
Также Гулдинги составили список некоторых патологических решений, принимаемых в ответ на предписания: "Не будь ". "Я умру, и затем вы меня полюбите". "Я докажу вам, даже если это убьет меня". Решения, которые ребенок может принять в ответ на "Не будь ": "Я не умею решать". "Мне нужен кто-нибудь, кто бы решал за меня". "Мир так страшен… Я, вероятно, сделал ошибку". "Я слабее других людей". "Я никогда больше не буду ничего решать".
"Не взрослей". "Ладно, я останусь маленьким " или "беспомощным", или "недумаюшим", или "несексуальным". Это решение часто проявляется в движениях, голосе, манерах, поведении.
"Не будь ребенком". Возможные решения: "Я больше ничего не попрошу, я сам о себе позабочусь". "Я всегда буду заботиться о них". "Я никогда не буду развлекаться ". "Я больше никогда не сделаю ничего ребячливого ".
"Не делай этого". Ребенок может решить: "Я никогда ничего не сделаю правильно". "Я глупый". "Я никогда не выиграю". "Я побью тебя, даже если это убьет меня". "Я покажу вам, даже если это убьет меня". "Неважно, насколько я хорош, я должен был сделать все еще лучше, поэтому я буду чувствовать растерянность (стыд, вину)".
"Не сближайся": Принимаемые решения: "Больше я никогда никому не буду доверять". "Я больше никогда ни с кем не буду сближаться". "Я никогда не буду сексуальным" (плюс все ограничения на физическую близость).
"Не будь здоров" или "нормален". Решения: "Я сумасшедший". "Моя болезнь здесь самая серьезная, и я могу умереть от нее" (плюс запрет на использование телесных или мыслительных процессов).
"Не будь собой" (своего пола). В ответ ребенок может решить: "Я покажу им, что я так же хорош/хороша, как и любой/любая мальчик/девочка". "Неважно, как сильно я буду стараться, я никогда не угожу". "Я настоящая девочка, только с пенисом". "Я настоящий мальчик, хоть и выгляжу как девочка". "Я притворюсь мальчиком/девочкой". "Я никогда не буду так счастлив". "Мне всегда будет стыдно ".
"Не будь значимым". Ребенок может решить: "Никто никогда не позволит мне сказать или сделать что-нибудь". "Здесь все главнее меня". "Я никогда ничего не буду стоить". "Я могу стать значимым, но никогда не проявлю этого".
"Не принадлежи". Решения могут быть: "Я никогда не буду никому принадлежать" или "ни к какой группе," или "ни к какой стране," или "Никто меня никогда не будет любить, потому что я никому не буду принадлежать"
Таким образом, из этой статьи можно понять формирования решения, влияющих на создание у взрослого человека убеждений о себе, других мире, следовательно они опосредует его поведение в обычных и стрессовых ситуациях.
Прилепский Никита Олегович
Источник: