Как карьерный консультант может помочь в профориентации?
Основные направления профориентационной работы школьных психологов это групповые профдиагностика и консультации.
Цель, которых:
-выявление и формирование адекватного принятия решения в выборе профиля обучения;
-оценка готовности к выбранной деятельности, профессиональному направлению;
-планирование и корректирвока действий для получения наиболее подходящего образвоания.
И здесь помощь карьерного консультанта будет бесценна. Почему? Потому что он хорошо занет рынок труда, знает какие компетенции востребованы на рынке труда сегодня и в переспективе, знает какие бываю варианты карьеры и какие необходимо сделать шаги для ее успешного построения.
Какие задачи должна решить такая групповая консультация, как ее организовать и провести?
Для старшеклассников важно знать куда пойти учиться, чтобы в дальнейшем быть успешным, востребованным профессионалом, чтобы можно было реализовать себя, чтобы это соответствовало их интересам и ценностям.
Для родителей старшеклассников важно знать куда направить учиться детей, чтобы те смогли получить перспективную и востребованную профессию.
Для школы важно знать какие профильные классы необходимы для старшеклассников, какая необходима дополнительная внеурочная деятельность для школьников, с целью развития знаний и умений, которых требует современное общество и рынок труда.
Для решения этих задач, карьерный консультант может провести всего 1 встречу со старшеклассниками и их родителями, где расскажет:
-о тенденциях на рынке труда и перечне профессиональных направлений, которые востребованы и перспективны,
-перечне компетенций, которые необходимы для успешного развития карьеры,
-вариантах образовательных маршрутов, которые существуют на сегодняшний день,
-какие шаги необходимо сделать, чтобы путь к поставленной цели был короче и эффективнее.
Для того, чтобы встреча оказалась полезной и эффективной, важна увлеченность и вовлеченность группы. Достичь этого можно, подготовив, информацию для каждого участника о его склонностях к тем или иным профессиональным сферам деятельности и уровне развития личностных компетенций (soft skills). И тогда во время встречи они будут не только получать важную и полезную информацию, но и примерять ее на себя. Отмечая, какие профессии им подходят, где они могут получить образование по выбранному направлению, какие компетенции им помогут в карьере, а какие необходимо развивать.
В своей практике, для подготовки к таким встречам, я использую современнный тест #Профориентация. В нем помимо рекомендованнных профессиональных сфер и уровня развития личностных компетенций, тестируемые получают информацию о предпочтительном стиле обучения, что важно учитывать при выборе учебного заведения; о мотивах выбора профессии и карьерных ориентациях, что важно при выборе перечня специальностей.
И еще одна из уникальностей данной методики, заключается в том, что есть возможность получить сводную информацию по группе в целом. В ней отражены:
-перечень профессиональных направлений выбранных участниками группы,
-список учащихся, которые уже определились с выбором, и тех кто в сомненьях
-учебные заведения, в которых планируют продолжать обучение учащиеся.
Это используется для формирования профильных классов и для планирования профориентационных мероприятий с учащимися. Эта ценно для школ, потому что данные получены на основании диагностики и подкрепелены осознанным выбором старшеклассника.
Таким образом, за 1 встречу можно помочь получить ответы на трудные вопросы и старшекласснкиам, и их родителям, и школе. При этом приложив, незначительные усилия. А все это благодаря, новой, современной методике #Профориентация.
Алена Михалева
Источник: