Творчество и детство у меня ассоциируются очень тесно между собой.
В детстве у большинства детей проблем нет никаких. Весь мир вокруг является средством для творчества.
Молоко разлилось по столу? Чудесно! Это уже не молоко, а водоем. А печенька — это настоящий плот, который прекрасно плавает в молоке.
Творожный сырок — это мороженка.
Листочки дерева — денежки.
Стул — это конь.
Кривая засохшая ветка — это змея.
Стиральный порошок вместе с маминым кремом за 1000 рублей — вообще лавка волшебницы получается.
Все запросто превращается во все.
А дальше — на эту детскую врожденную способность творить следует какая-то реакция значимых взрослых.
Так-то этих реакций при грубом обобщении всего три.
Запретительно-наказательно-ограничивающая. Это когда родителям невыносимы рисунки на стенах, молоко с уже размокшим печеньем на столе, зазря переведенные ценные предметы. За творчество ругают и наказывают. Творчество — СТОП!
Обесценивающе-игнорирующе-пренебрежительная. Это тоже, собственно говоря, про невыносимость. И тогда творчество ребенка — это ерунда какая-то, лишний мусор в квартире, хлам, нелепые каракули, бумажки и т.п. Результат творчества уничтожают. Физически. Выбрасывают, например. И морально. Демонстрируя, что ценности в этом нет. И это тоже СТОП!
Что за невыносимость приводит к этим двум реакциям? Невыносимость личной утраты контакта со своим творческим началом. Отсюда видеть другого в контакте с творческим источником невыносимо тоже.
Третья реакция. Или первая? Поддерживающая.
Из чего она складывается?
Из безоценочности.
Из искреннего интереса к тому, что делает ребенок.
Из бережного отношения к тому, что у него получилось.
Из желания побудить ребенка поделиться результатом своего творчества с другими детьми.
И еще из отношения всерьез.
Приведу пример. Ребенок нарисовал рисунок. Сам ли, в детском саду ли, или в своей школе раннего развития, не важно. Этот рисунок стоит повесить на стену. Оформить в рамочку и повесить на стену. И не где-то в его детской комнате, а в гостиной, где его смогут увидеть и дети, и взрослые, приходящие в гости. И вся семья сможет любоваться.
Это будет и про всерьез, и про ценность, и про поделиться. Про поддержку.
Связь прямая. Детские работы висели на стенах, во взрослом возрасте картины будут висеть на выставках. У человека будет ощущение ценности своего творчества для себя и для других.
Все, что написано в этой статье про поддержку творчества в детях, справедливо для поддержки творчества в самом себе, если творить вы начинаете во взрослом возрасте.
Только реакцию поддержки придется давать самому себе.
Ну, и принцип: нарисовал картину — разместил на стене (реальной или в соцсети)!
Решили рисовать? Картины на стену.
Решили танцевать? Танцевальный номер на корпоратив.
Решили петь? Песня у костра, на юбилее, на благотворительном концерте.
Глушаева Ольга Сергеевна
Источник: