Влиянию деструктивных семейных отношений на возникновение у детей и подростков психосоматических заболеваний посвящено немало работ, написанных ведущими психологами как нашей страны, так и зарубежья…
Так, Н.Д. Линде тесно связывает появление аллергии у ребенка с эмоциональной холодностью его матери…
А.Я. Варга описывала случай, когда "коалиция по вертикали" бабушки и внука (проводившей затяжную войну с зятем) в итоге также привела к заболеванию ребенка…
Но сейчас я хочу рассказать о крайне интересном, на мой взгляд, исследовании А.А. Лифинцевой и А.Б. Холмогоровой, опубликованном в журнале "Консультативная психология и психотерапия" (№1, 2015 год), причем постараюсь донести информацию (учитывая, что многие наши читатели не владеют профессиональной терминологией) — как можно более простым языком…
При этом под:
психосоматическим расстройством понимаются как патологические телесные симптомы, так и функциональные и органические нарушения органов и систем, возникающие у индивида под влиянием запредельных для него социально-стрессовых факторов. (А.А. Лифинцева, А.Б. Холмогорова)
Как отмечают авторы статьи, вначале, под влиянием сильного длительного эмоционального стресса, у ребенка появляются:
— депрессия, подавленное настроение, нарушение адаптации (1-ый уровень психосоматики);
— затем возникают нарушения функций органов, но еще не имеющие выраженной патологии (то есть — при обследовании в поликлинике — диагноз: здоров) — анорексия или булимия (резкая потеря или набор веса), нарушение координации движений, частичная потеря речи, нарушение чувствительности кожи, частичная глухота или слепота, недержание мочи и кала (2-ой уровень);
— далее — тяжелые телесные заболевания — экзема, псориаз, крапивница, а также астма, гастрит, язвенная болезнь и др…(3-ий уровень)
В исследовании приняли участие 184 ребенка со 2 стадией психосоматики (функциональные нарушения), 182 — с 3-ей стадией (органические заболевания), и 100 условно здоровых ребенка, а также родители детей всех трех групп… Возраст детей — 5-10 лет.
Проверялась гипотеза о таких возможных причинах возникновения заболеваний, как: дисфункция семейной системы, индуцирование эмоций (напоминание прошлых ошибок), запрет на выражение ребенком эмоций и чувств (в том числе — позитивных), сверхконтроль со стороны матери, инверсия семейных ролей (передача членами семьи своих обязанностей друг другу), а также устаревшие семейные установки и правила…
Метод исследования: тестирование. Основные методики, которые были использованы:
1. Проективный тест "Моя семья" (автор — Хоментаускас) — по этому рисунку можно определить характер, эмоции и чувства ребенка, а также выявить стиль семейных взаимоотношений.
Ребенку дают лист бумаги, карандаши, и дают простую инструкцию "Нарисуй свою семью".
Здесь я не буду приводить полную интерпретацию этого теста, скажу лишь, что он весьма информативен и может многое рассказать о видении ребенком своей семьи и о своем месте в ней.
Так, сила нажима карандаша и размер фигуры говорит о том, насколько значим этот член семьи для ребенка. И чем ближе расположен к ребенку взрослый — тем он эмоционально более приемлем ему (на картинке (взятой из интернета)- более значимы — мама и папа, а эмоционально ближе девочке — папа)
В проведенном исследовании — для детей со 3-ей стадией психосоматики — наиболее авторитетной оказалась бабушка (смещение ролей), для группы со 2-ой стадией (имеющие функциональные нарушения) — бабушка и папа. Наиболее эмоционально близка (для обеих групп) — мама.
Сиблинги (братья и сестры) были исключены детьми обеих групп (то есть — их просто не рисовали)
2. Методика «Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)» (опросник Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса)
Тест заполнялся родителями и показал, что, в отличие от семей со здоровыми детьми, в семьях с детьми 2-ой и 3-ей групп преобладает стиль воспитания с гиперпротекцией ребенка (все силы и время родителей — ему), отмечается недостаточность требований — обязанностей к нему и требований — запретов, а также минимальность санкций, которые бы применялись к ребенку в случае его проступка.
То есть, ребенок с психосоматикой становится "объектом гиперопеки" со стороны всех членов семьи, у него — минимум обязанностей и вседозволенность.
Взрослея, такой малыш становится эгоцентричным, имеет проблемы в отношениях со сверстниками (ведь его все больше изолируют от них — чтобы не "подхватил инфекцию")
Сила протекции родителями ребенка в обеих группах напрямую связана с тем, какой стиль воспитания те сами получали в семье родителей. Им самим не позволяли принимать решения самостоятельно, вторгались в их личную жизнь ("я знаю — как тебе будет лучше")…
3. Опросник родительской связи PBI (в адапт. Калины и Холмогоровой) показал, что среди больных детей преобладают малыши с "избегающим" типом привязанности к матери (когда ее — "вроде и нет") — в том случае, если мать сама испытывает фобию утраты ребенка — 53% всех детей.
Второй тип привязанности — "амбивалентная" — когда ребенок оскорбляет или подчеркнуто игнорирует мать — у 39% детей. Здесь прямая корреляция с неразвитостью родительских чувств у самой матери (поверхностный интерес к делам ребенка, а также — когда мать всеми силами стремится устроить свою личную жизнь)
4. Тестирование с помощью «Опросника привязанности подростков к родителям и друзьям» Армсдена и Гринберга показало, что у больных детей обеих групп происходит одновременное сочетание высокого уровня доверия к родителям — и отчуждение (гнев), вероятно — вызванные и стремлением к самостоятельности, автономии от родителей — и страхом обретения ее.
5. Данные опросника СЭК «Семейные эмоциональные коммуникации» ( Холмогоровой и Воликовой) рассказали, что в семьях с детьми, имеющими функциональную дисфункция (2 группа психосоматики) родители и излишне критикуют ребенка (считая, что тот — не болеет, а уклоняется от своих обязанностей (напр. просто не хочет идти в школу) ,"прикидывается")- и внушают ему чувство тревоги за будущее…
В третьей группе — наоборот — идет сочетание чрезмерной заботы и тревоги за ребенка…
В обеих группах родители возлагали на детей излишне высокие надежды, требовали абсолютного послушания, запрещали выражать любые эмоции.
Заключение
По мнению исследователей, деструктивный стиль воспитания детей, который приводит к возникновению психосоматических нарушений различной тяжести, характеризуется:
1. В аспекте стратегий воспитания — снижение к ребенку уровня требований, изоляция от сверстников, излишняя протекция и забота.
2. В сфере внутрисемейных коммуникаций — постоянная трансляция ребенку своей тревоги, фиксация внимания лишь на негативных ситуациях, запрет на выражение любых чувств, недовольство ребенком и обесценивание его.
3. Инверсия семейных ролей (часто-доминирует бабушка, а отец исключается из процесса воспитания)
А Вы как думаете, дорогие мои коллеги и читатели? Поделитесь своим мнением в комментариях, пожалуйста…
С уважением — Елена Ольхович
Ольхович Елена Геннадьевна
Источник: