психология

Как психология помогла мне в изучении иностранного?

Ехала я как-то в одном купе с простым, но забавным мужичком. Я к нему на «Вы», а он – на «ты». Мало-помалу завязался разговор.
– Скажи, как бы ты сейчас сказала: «Я еду» или «Меня везут»? – спросил меня попутчик.
– Я еду! – уверенно ответила я.
– Нет, дорогая. Это я еду, а тебя везут.
– А чем докажете?
– Ну, вот смотри. Я сижу лицом к голове поезда, значит, я еду; а ты – спиной, следовательно, тебя везут.
Насмешил меня тогда тот лысоватый дядечка, но его раскладку я запомнила на всю жизнь.

Эта история всплыла у меня в памяти, когда я начала самостоятельно изучать французский язык. Я еду или меня везут? Я учусь или меня учат? Ответ – я учусь! Моё проактивное обучение состояло в том, что я сама для себя создала свою собственную систему под свои потребности и со своими правилами. В этой системе всё управляется так же, как происходит управление любыми изменениями. Для этого необходим реалистичный план, понимание «для чего всё это нужно?», выделенное каждый день время, доступ к Интернету, и практика, практика, практика.

Чтобы научиться читать, необходимо изучать правила чтения и читать вслух. Чтобы разговориться, надо найти собеседника и говорить с ним. Чтобы расписаться – брать в руки ручку, тетрадь и писать; слушать и понимать – многократно слушать то, что уже понятно. Вот и все четыре навыка, которые необходимо осваивать в любом иностранном языке. Умеете ли вы себя на это организовать? Это тоже вопрос навыка, без которого не наступит ни одно изменение в жизни.

Каждое утро я готовила свой кофе, тут же включала компьютер и смотрела как минимум по одному ролику на Youtube. Я изучила всех существующих преподавателей-влогеров, выбрала для себя двух, а позже перешла на франкоговорящих. Их у меня и сейчас три. Особенно мне помогают ролики, в которых есть субтитры. То есть, я вижу артикуляцию, слышу речь носителя и одновременно могу следить за текстом на экране. Один из преподавателей даёт возможность скачивать аудио-подкасты к просмотренным уже видео. Я заслушиваю их «до дыр». Это очень важный момент – слушать то, что ты уже разобрал и понял. И повторять, повторять, повторять.

Моей ошибкой в самом начале обучения было прослушивание начитанных дикторами книг и диалогов, без предварительного разбора текста. Я верила в миф, что если я, как и все дети в начале жизни, буду просто много слушать, то однажды вдруг заговорю. Но на практике это не подтвердилось: чтобы разговориться – нужно всё-таки говорить.

Следующей моей ошибкой были нереалистично поставленные планы. Десять новых слов в день? Это как-то по-черепашьи, я могу больше! Но понимание своих границ и ограничений тоже важно. Теперь новые слова всегда стараюсь вплетать во фразы, состоящие из знакомых мне уже слов. И со школьной скамьи помню о том, что повторение – мать учения!

Ещё немного о фонетике и воздействии страхов. Все иностранные языки наполнены звуками, и некоторые из них нам совершенно не знакомы. Чтобы их произнести, нужно особенным образом сложить губы или, например, задействовать мягкое нёбо и зазвучать в нос. Первое время смотрится всё это довольно странно и нелепо. А страх выглядеть глупо и смешно не даёт ученику разговориться. Что же можно сделать, когда ты боишься быть клоуном? Правильно! Нужно им стать!

Наши страхи хранятся в мимике лица – какие-то его части остаются неподвижными, а какие-то так часто работают, что даже оставляют следы в виде мелких и глубоких морщинок. Открою вам маленький секрет: чтобы убрать существующие блоки с лица, достаточно каждый день по пять минут гримасничать перед зеркалом. Если на минутку включить психолога, то можно сказать так: выполняйте артикуляционную гимнастику и получайте избавление от страха выглядеть нелепо.

А вы знаете, что именно таким образом спартанцы готовились к бою? Я не очевидец и подробностей не знаю, но предполагаю, что с помощью мимики они изображали уверенность, бесстрашие, угрозу или злость. Точно могу сказать, что певцы, актёры и журналисты разогревают лицо такими упражнениями перед съемкой, выходом на сцену или прямым эфиром. Вот и я, когда осваивала французскую фонетику, усаживалась перед зеркалом и тренировалась произносить закрытые и открытые гласные, носовые звуки и букву «R».

Моё проактивное самообучение не прекращается и по сей день. Конечно, скажете вы, на тебя воздействует среда! Но я вам возражу. У меня одна соседка напротив – из Лаоса, а другая – из Португалии. Они живут здесь больше пятнадцати лет, но я с трудом понимаю их французский. Среда сама по себе ничему не научит. А если дело только в ней, то создать её можно где угодно, если вы верите в проактивность. Важно только перейти из состояния «я не учу потому, что…» в состояние «я уже знаю то-то и то-то и хочу узнать ещё больше».

Я еду или меня везут? Я учусь или меня учат? Я родилась или меня родили? Я – хозяйка своей жизни или жертва обстоятельств? Обожаю эти вопросы! А вы как себе отвечаете на них?

Молчанова Ирина Андреевна

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...