психология

Как работают проективные психологические тесты.

Речь сегодня пойдёт о проективных тестах, где вам предлагают выбрать понравившеюся геометрическую фигуру, изображение чего-либо или даже предлагают что-то нарисовать.

 

Как работают эти тесты и насколько им можно доверять.

 

В основе таких тестов лежит проективная методика. Проективный метод широко используется в психологических исследованиях личности и основан на выявлении проекций, которые затем подвергаются анализу и интерпретации.

Само понятие проекции ввел еще З.Фрейд. Проекцией называется перенос человека своего состояния, эмоций, свойств на внешние объекты.

На практике в психологическом консультировании используются различные проективные инструменты. Вас могут попросить рассказать об увиденном на картинке. Так работают популярные сейчас метафорические карты. Когда вы задаете вопрос, вытягиваете из специальной терапевтической колоды карту, а затем рассказываете специалисту все, что видите.

Другой проективный метод – рисунок. Вас могут попросить изобразить семью, нарисовать человека, несуществующее животное и т.д.

Еще один вербальный метод  продолжение фразы. Вам предлагают дополнить незаконченное предложение одним или несколькими словами.

Например:

Думаю, что мой отец редко…Если все против меня, то…Я всегда хотел…Если бы я занимал руководящий пост…Будущее кажется мне…

Как работают проективные методики.

Когда специалист просит вас рассказать о том, что вы видите на картинке, человек всегда рассказывает  об изображении через призму своего «Я», своего опыта, переживаний в прошлом или настоящем. То есть говорит по сути не о картинке, а о себе.

Отсюда же всем известные крылатые фразы «Красота в глазах смотрящего» и про стакан, который наполовину полон или наполовину пуст. То, что мы видим и как мы это интерпретируем, неизменно является нашей проекцией на окружающий мир.

Проекция –  это бессознательный процесс. То есть когда нас просят описать изображение на картинке, мы уверены, что описываем именно то, что нарисовано, беспристрастно и объективно.

Однако переносить на внешние объекты  можно очень многое. Мы можем наделять изображаемых героев нашими чертами характера, когда они говорят, то озвучивают наши собственные взгляды на жизнь. Проекция работает и так, что мы склонны переносить свои потребности на потребности окружающих. А потом удивляемся, если нашему подарку не очень рады, или оказывается, что близкий человек ожидает от нас совсем другого поведения.

Проекция может вводить нас в заблуждение, когда мы делаем выводы о каком-то явлении, руководствуясь исключительно прошлым опытом. Хотя обстоятельства уже давным давно поменялись.

 

Проективная методика очень эффективна, когда необходимо вытащить из глубин подсознания факторы, мешающие  вашему росту, скрытые и подавленные эмоции. То есть те чувства и те установки, о которых вы и сами не подозреваете.

 

В работе я также часто использую проективные тесты. Сегодня раскрою один из инструментов в своем арсенале. А вы можете побыть самому себе психологом. Правда в самостоятельной интерпретации все же сложно быть объективным, но попробовать стоит.

Тест «Несуществующее животное»

Задание: Придумайте и нарисуйте несуществующее животное, которого нет в сказках, фильмах, мультфильмах и т.д. Оно плод только вашего воображения.

Условия теста четко не регламентированы. Можно использовать бумагу любого размера, тонированную или нет. Для рисования используются либо цветные, либо однотонные материалы.

После того как рисунок закончен, предлагается дать животному несуществующее название.

Как интерпретировать результаты.

Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии стандартного поля рисования. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, тенденция к самоутверждению.

Расположение рисунка ближе к нижнему краю листа интерпретируется как заниженная самооценка, наличие депрессивных компонентов настроения, пессимистическая оценка себя и окружающих, нерешительность, подавленность.

Следует обратить внимание на расположение рисунка в верхнем левом углу. Оно характерно для людей, отличающихся  стереотипностью поведения, обязательностью. Фигуры в этом случае достаточно мелкие и небольшие.  

Тематически несуществующие животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных. Это характеризует отношение испытуемого к собственной личности, к собственному "Я", к представлению о собственном положении.

Голова

Центральная часть фигуры (голова или замещающая её деталь)   повёрнута вправо – устойчивая тенденция к деятельности, влево – тенденция к рефлексии, размышлениям, положение прямо трактуется как эгоцентризм.

Грива и шерсть

Грива, шерсть, пышная причёски на голове – чувственность, подчёркивание своего пола, ориентирована на свою сексуальную роль. Перья – тенденция к самоукрашению, самооправданию некоторая демонстративность.

Рога – защита, агрессия.

Органы чувств

Уши, рот, глаза – несут своё прямое значение (заинтересованность в информации). Приоткрытый рот в сочетании с языком без прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ – как чувственность. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно, если он закрашенный, может свидетельствовать о лёгком возникновении страхов, опасений, недоверия. Рот с зубами – вербальная агрессия. Глаза с резкой прорисовкой радужки – наличие страхов, глаза с ресницами – истероидно–демонстративные манеры поведения.

Конечности

Ноги, лапы, постаменты – основательность, обдуманность, рациональность действий при принятии решений, опора на существенные признаки положения и значимую информацию.

Однотипность и однонаправленность формы   элементов опорной части – конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность.

Разнообразие в форме и положении этих деталей – своеобразие установок и суждений, самостоятельность, иногда даже творческое начало.

Отсутствие ног и лап – поверхностность суждений, импульсивность в принятии решений.

Крылья – желание вознестись над существующими проблемами, уверенность в себе, любознательность, соучастие в большом количестве предприятий, увлечение своей деятельностью с ущемлением окружающих.  Это касается и своей сексуальной роли и позиции поведения.

Устрашающие детали – демонстративность, ссклонность обращать на себя внимание окружающих, манерность.

Хвост

Хвосты – отношение к собственным проблемам. Хвост направлен вверх – уверенность в своих выводах, положительная самооценка. Хвост направлен вниз – недовольство собой, сомнение по поводу собственных выводов и поведения. Хвост повёрнут вправо – отношения к своим действиям и поведению, влево – к своим мыслям, решениям.

Затемнения и зачернения фигуры животного – выражение страха, тревоги.

Защита. Если она представлена в острых углах – это агрессивная защита. О направленности такой защиты свидетельствует соответствующее пространственное расположение: верхний контур фигуры – против вышестоящих, против мир, имеющих возможность положить запрет, ограничения, осуществить, принуждение (родители, начальники и т.д.); нижний контур защита против насмешек, непризнания, боязнь осуждения; боковые контуры – недифференцированная опасность и готовность к самозащите любого порядка

Заслоны, щиты свидетельствуют о защите, связанной с опасениями и подозрительностью.

Общая энергия

Оценивается количество изображенных деталей – только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, – или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но “ усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае – экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание. (То же самое подтверждается характером линии – слабая паутинообразная линия, “возит карандашом по бумаге”, не нажимая на него.) Обратный же характер линий – жирная с нажимом – не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) – резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ , выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

Фигура животного в виде круга символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутости, нежелании давать информацию о себе, вплоть до отказа от тестирования.

Вмонтирование механических частей (постановка на постамент, треножники, тракторные гусеницы вместо ног; пропеллеры и винты на голове; вмонтирование в глаза электроламп и т.п., а в тело и конечности – антенны, рукоятки и т.д.) наблюдается чаще всего у больных шизофренией и у глубоких шизоидов.

Название

Предлагаемое словесное название может выражать рациональное соединение смысловых частей ("мухожёр", "летающий заяц" и т.д.) и свидетельствует о рациональности, конкретной установки при ориентировке и адаптации. Словообразование с книжно–научным, иногда с латинским суффиксом или окончанием (например, "раголетиус") характеризует демонстративность, которая направлена главным образом на показ собственного разума, эрудиции, знаний. Названия поверхностные без всякого осмысления знаменуют легкомысленное отношение к окружающим, неумения учитывать сигнал опасности.

 

Помните, что бы человек не рисовал, он всегда рисует про себя, про свой внутренний мир, свой опыт. При самостоятельной интерпретации можно что-то упустить, к каким -то вещам мы можем относиться предвзято.

Поэтому самая эффективная работа по исследованию личности – это работа со специалистом.  Опытный психолог поможет грамотно трактовать рисунок, а если тест выявит состояния тревоги, страха или другие сложные моменты, специалист поможет разобраться и решить эти проблемы.

Карпова Любовь Анатольевна

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...