психология

Как разговаривать, чтобы договариваться

Давайте поговорим про контакт, диалог, разговор. Как слышать и быть услышанным.
Я выделю два момента, которые сильно затрудняют любые переговоры.

1. Исходное состояние, из которого я что-то говорю другому.

Важно различать, в каком режиме мы находимся, когда разговариваем с другими.
Мы можем общаться, находясь в разных режимах.

Сегодня я выделю два из них:

Первый режим — режим управления (подчинения) — когда нам хочется, чтобы другой послушал и послушался. Т.е. начал вести себя так, как нам того хочется.

Второй режим — режим любопытства, когда мы хотим услышать другого и сравнить его картину мира со своей, сонастроиться. Понять, в чем мы совпадаем, а в чем различаемся и как это влияет на нас прямо сейчас.

Часто конфликт возникает потому, что один режим выдается за второй.

Выглядит это так: «Давай договоримся. Расскажи, что ты думаешь, чего бы хотел, как ты видишь ситуацию» — прекрасное начало, похожее на режим любопытства и сонастройки.
Но не тут-то было, если следующая фраза, которую вы говорите будет такой:
«ты ошибаешься»,
«ты не понимаешь»,
«так не бывает»,
«это худшее, что можно было придумать» и т.д.

Режим подчинения — это частный случай режима сонастройки. Бывает, что люди сверяя свои внутренние карты, договариваются на взаимную иерархию, когда один решает, а второй следует за ним.

Ситуация подчинения, если она повторяется в паре достаточно часто и в разных областях жизни, может сильно усложнить эмоциональную жизнь пары. Когда один будет чувствовать себя сильно уставшим, а второй — вечно недовольным, что делается не так, как он того хочет.

 

2. Роль вопроса.

Важно понимать, я спрашиваю или я высказываю свою позицию.
Это ловушка, пытаться сделать это одновременно.

Если в диалоге начинает встречаться такое поведение — можно смело говорить, что диалог перешел в напряженную стадию и близок к конфликту.

Мы очень часто задаем вопросы не потому что мы интересуемся мнением другого человека, а потому что хотим выразить свое отношение к происходящему.

Это может выражаться как в самом вопросе, так и интонационно.

Примеры таких вопросов и вариантов их перевода:
«Как только такое могло прийти тебе в голову?» — Меня пугают твои слова. Я начинаю сомневаться в тебе и в себе. Я хочу, чтобы ты перестал о таком думать. Я тебя не поддерживаю.
«Ты серьезно собираешься так поступить?» — Надо быть совсем дураком, чтобы так себя вести. Я тебя не уважаю.
«И что ты потом будешь делать?» — Я знаю, что ты обломаешься, и придешь ко мне за помощью, но я не хочу тебя потом успокаивать.

Чаще всего такие вопросы выражают эмоциональное состояние вопрошающего. Его недоумение, негодование, растерянность, обиду, злость. Только в такой форме, что на нее очень сложно ответить. Потому что эта форма — задевает образ и самооценку другого человека.

Если вы задаете или вам задают такие вопросы, которые на самом деле выражают позицию и эмоциональное состояние собеседника — важно понять, что градус напряжения уже очень высокий.

В диалоге очень важна способность слышать другого. А для этого важно быть неперевозбужденным от своих чувств.

Обязательные условия хороших переговоров:

— Уважение к другому и уважение к себе;
— Любопытство к позиции другого и миру вообще;
— Готовность внимательно слушать и стараться понимать другого;

— Готовность объяснять свою позицию и желание быть понятым.

Когда понятность — это не только задача партнера (если ты меня не понимаешь — может быть, я непонятно объясняю, и тогда я попробую объяснить по-другому).

Фото: Cig Harvey

Ольга Князева

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...