Человек устроен очень просто, главное знать, как он работает, и каким образом формируются схемы его внутренней психической деятельности. Тогда очень легко понимать, где, в каком месте произошел «сбой». Потому что «программы» внутри нашего мозга к счастью очень адаптивны и способны видоизменяться и переключаться.
Давайте рассмотрим программу: «внутренняя мотивация». Что это такое?
Это когда человеку что-то самому надо, и он ищет способы реализации своего желания. В противоположность «внешней мотивации», когда это надо транслируется извне.
Какие желания могут быть у человека: всего трех направлений – потребности тела, души, и все что связано с его жизнью среди людей.
И вот такой процесс удовлетворения потребности должен сформироваться:
Потребность начинает ощущаться и требовать удовлетворения. В разном варианте «живот сводит от голода», «уж замуж невтерпеж», « жажда власти» и т.п. Разного уровня потребность будет ощущаться по разному. У людей с огромным количеством психологических защит, могут быть «скрытые потребности», которые будут на плане сознания замещаться другой потребностью. Например, вытесняемая долгое время, пока развивается зависимость, у алкоголика потребность к выпивке, может на плане сознания быть желанием посидеть в компании друзей. То есть потребность выпивать, заместится потребностью в социальной близости.Поиск способов устранения потребности. В зависимости от возможностей, которые есть у человека: материальных и социальных. Составляется план. Например при голоде : человек либо планирует зайти в магазин за едой и затем ее приготовить и поесть. В качестве удовлетворения скрытой потребности выпить, например, может искаться повод собрать друзей. Допустим, неожиданно для себя, человек решает отпраздновать «день дружбы народов». Скрытые потребности всегда сопровождаются неожиданными планами, так как в явном виде потребность в сознании не проявляется, то и формирование плана ее реализации происходит в предсознании, и для сознания – неожиданность. Человек определяет, что и какими средствами он должен делать, чтобы устранить потребность. В случае голода – человек соображает, на какие деньги, и в каком объеме он будет закупаться в магазине. В случае желания выпить – кому позвонить и что сказать, чтобы приятели поддержали его затею. Осуществление действия. Человек прилагает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые в итоге должны помочь в получении чего-то для устранения потребности. Ну, тут, собственно, сам поход в магазин и дальнейшее приготовление еды, и сам сбор дружеской компании за «праздничным столом». Получение вознаграждения. Осуществив определенные действия, человек либо непосредственно получает то, что он использует для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект. Получение чувства сытости, для первого примера. И получение чувства опьянения, для второго. Устранение потребности. В зависимости от степени снятия напряжения и от того, вызывает устранение потребности ослабление или усиление мотивации деятельности, человек или прекращает деятельность до появления новой потребности, или продолжает осуществлять действия по устранению потребности. Если человек наелся, то его потребность удовлетворилась. Если еды было недостаточно или она была не особо вкусная. Может продолжиться процесс поиска «чего бы еще пожевать». Во втором примере, например, на следующий день – на работу, и компания разошлась слишком рано. И наш герой не «напился». То есть ему не хватило. Тогда он может продолжить «догоняться» по дороге домой. При этом опять, прикроет свою основную потребность «легальной». И будет считать, что: посидели «не очень», расстались «не весело», поэтому нужно выпить – чтобы вечер все же закончился в хорошем настроении.
И тут мы видим, какие нарушения процесса внутренней мотивации могут быть:
На первом этапе: потребность не ощущается, а навязывается извне. И все. Внутренняя мотивация не формируется в принципе. Вот почему так тщетны переживания родителей, например, о том, что их ребенок не учится. Ему – не надо. Вот он и не замотивирован. Восстановление процесса формирования внутренней мотивации в таких случаях нужно начинать с самого начала – формирование собственной потребности.Составление плана реализации. Например, человек хочет зарабатывать достаточно много денег, для организации комфортной для себя жизни. Поломка на этой стадии – отсутствие представления о том, как эти деньги можно заработать в принципе. Восстановление процесса внутренней мотивации, через переосмысление потребности в рамках своих представлений и жизненного опыта. Например, пусть будут зарабатываться вначале небольшие деньги, но в той сфере, где есть способности и возможности для развития. Для составления и формирования нового плана, для реализации первоначальной потребности в комфорте.Какие есть кроме возможностей средства. На этой стадии происходит процесс инвентаризации возможностей. Если возможностей для реализации потребности не хватает, то человек может впасть в уныние и потребность фрустрируется. Например, девушка хочет отношений, но ее внешняя и внутренняя привлекательность – маленькая. Никто за ней не ухаживает. Может фрустрироваться потребность, через формирование позиции – отношения мне не нужны, потому что никого достойного я не встречаю. Восстановление процесса внутренней мотивации тут в осознании недостаточности ресурсов привлекательности, и прежде всего, восстановление и увеличение этих ресурсов.И последнее – сами действия. И тут бывает ситуация, когда и потребность есть, и как ее реализовать понятно, и средства в наличии, а действий не происходит. В этой ситуации, обычно, речь идет о конфликте потребностей. Мотивация одного процесса, вошла в противоречие, или мешает осуществиться другому. Так бывает у людей не цельных, которые имеют внутреннюю незрелость и множество противоречивых побуждений и желаний. Например: человек хочет одновременно и достижения социального успеха и социального одобрения. И тогда в какой-то момент своими действиями вызвав неудовольствие или осуждение значимого для него человека, получить эффект снижения или угасания мотивации к действиям. Потому что потребность одобрения, больше и важнее потребности в успехе. А, как говориться, «всем не угодишь», поэтому когда есть такие противоречивые потребности, такая ситуация рано или поздно встречается.Действия не приводят к нужному результату и потребность не удовлетворяется. Поломка на этой стадии – снова фрустрация потребности. Скорее всего, тут дело в недостаточности развитости волевой сферы и человек слишком рано сдался. Или ошибка произошла на более ранних стадиях, когда человек переоценил свои возможности и умения. Поэтому, производиться анализ и делается «работа над ошибками»Потребность либо удовлетворяется, либо заменяется другой. Поломка на этой стадии – в неудовольствии от результата. Например, вроде как наелся, но такой вредной едой, что после ощущения сытости, наступает разочарование и чувство вины. Необходимо осмыслить происходящее и сделать выводы на будущее, вернувшись на вторую стадию, составления плана реализации.
В приведенном фрагменте известного советского мультфильма «Вовка в тридевятом царстве», можно увидеть все эти стадии. Как внешняя мотивация сменяется внутренней, и как одна потребность меняет другую, вследствие, своей большей важности.
Локоткова Марина Игоревна
Источник: