В любых отношениях – семейных, дружеских, деловых – люди порой делают нам больно или доставляют неприятности. Любопытно, что в большинстве случаев это происходит не со зла.
Просто все мы росли в разных семьях, в разной среде, и у нас сформировались разные ценности. В результате кто-то спокойно матерится, а кто-то подпрыгивает от слова «дура». У кого-то дома все по полочкам, а у кого-то беспорядокспонтанное расположение вещей. Кто-то пунктуален, а кто-то вольно обращается со временем не видит в этом никакой проблемы. Как говорится, кому арбуз, а кому свиной хрящик!
И вот ваш партнер опоздал, а вы уже и встрече не рады, так злитесь. Или забыл позвонить. Или не произнес что-то важное, чего вы ждали. Или нагрубил. Ситуаций миллион. Но общее в них то, что вы себя чувствуете плохо.
Что мы обычно делаем в таких ситуациях? Молчим, терпим или обижаемся. Кто смелее – устраивает разбор полетов с обвинениями. И тогда отношения начинают крутиться вокруг борьбы за какую-то определенную ценность: справедливость, пунктуальность, верность, аккуратность и т.п.
Как же сказать человеку о том, что вам неприятно, чтобы он услышал? Ведь молчать тоже не вариант.
* Говорить о себе, а не о нем (не «ты меня обидел…», а «я расстроилась, услышав это …»).
В этом случае партнер не воспринимает сообщение как обвинение, и у него нет желания оправдываться или агрессировать. Оспорить ваши чувства невозможно – они ваши.
* Делать акцент на конкретной ситуации и поведении, а не на личности в целом («Я тебя люблю и уважаю, но сейчас, когда ты сделал так , мне стало больно, потому что…»). Тогда партнер не слышит сообщение «ты плохой целиком и полностью», а понимает, что дело поправимое.
* Обсуждать то, что происходит здесь и сейчас (Не «вот вечно ты», а «мне сейчас неприятно»).
Как вам такие формулы? Пользуетесь? Работают? Мне служат верой и правдой уже много лет. У кого есть что добавить — буду рада расширить коллекцию!
Всем piece, love and understanding. Добра и взаимопонимания, то есть.
Дарья Кребс
Источник: