Детский травмирующий опыт или как забивают "колышки"
Хочу начать с одной уже давно известной даже не притчи, а реальной истории. Если кому-то доводилось бывать в Индии, то видели, а кому не довелось, то слышали, что для перевозки тяжестей там используют слонов. Самое сильное животное, если не брать в расчет морскую фауну. Так вот, по окончании работ вечером, их не запирают в клетку, не закрывают высоким забором. Они остаются привязанными тонкой цепочкой к вбитому в землю колышку. Слону не составит никакого труда порвать цепочку или выдрать колышек и уйти на свободу. Но они этого не делают. Почему, спросите вы? Еще будучи совсем маленьким, слоненка привязывают такой тонкой цепочкой и небольшому колышку. В этом возрасте он не в силах разорвать цепочку, вырвать колышек и убежать. Он еще слаб. Привыкнув к тому, что цепочка ему не под силу, взрослое мощное животное даже не пытается это сделать. Вот такой ментальный «колышек» забит в его голову. А сколько таких «колышков» с детства у нас?
События, травмирующие в детском возрасте, аукаются нам во взрослой жизни. При чем, детская психика, не обладающая нужной защитой, может посчитать травмой с точки зрения взрослого человека даже весьма не значительное событие. Да собственно и травмы, как таковой, может не случится с ним самим. Ребенок просто увидел, как что-то произошло с другим человеком, и это заложило на подсознательном уровне повышенную чувствительность к подобного рода ситуациям. Застраховаться от всяких неприятностей невозможно, жизнь течет, события происходят. На одно и то же событие кто-то отреагирует спокойно, а для кого-то это станет «колышком».
Ниже я приведу небольшой список травм, которые часто переживаются в детском возрасте.
Гиперопека.
Гиперопека – это последствия повышенной тревожности самих родителей. Внешне это выглядит, как очень сильное проявление любви родителей и стремление к безопасности ребенка. Родители не просто видят в ребенке свое продолжение, то пытаются с одной стороны заранее «подстелить соломки» по любому поводу, лишая при этом ребенка собственного опыта, а с другой стороны, реализовать свои собственные амбиции, не реализованные в собственной жизни. Ладно я то не смогла, а вот у ребеночка все должно быть безо всяких кризисов и неудач. За ребенка все решено с раннего детства и до … тут на сколько фантазии хватит у родителей или терпения у уже взрослого ребенка. Где учиться, с кем дружить, что носить, как говорить. Сам видел, как одна мама за дочку- студентку курсовики писала. Не помогала, а делала от начала до конца.
Вместе ради детей.
Такая далеко не редкая ситуация. Родители уже давно чужие друг другу люди, но отношения сохраняются как бы ради детей. Обстановка, когда дома атмосфера «каждый сам по себе», ребенком ощущается как напряжение. Нет явных скандалов, но и нормальных отношений тоже нет. Это видно в мелочах. Скудные эмоции, индифферентные поступки и четкий сигнал в эфир «тут нет счастья». Это еще лучший вариант, если ребенка кто-то из родителей не пытается использовать, как предмет для торга. Став взрослым, человек считает, что это и есть формат «нормальной семьи», все так живут. Либо будет думать, что все проблемы вокруг из-за него.
Сейчас некогда.
Ситуация, когда родители живут по принципу «как у всех». Семью создали потому, что уже за 30 и пора уж. Также и ребенок появился, потому что так надо. Дальше они работают, чтобы материально быть не хуже всех. У ребенка есть хорошие игрушки, сыт, одет, даже посещает музыкальную школу (или танцы, все равно). Все очень похоже на комфорт. Только там ребенок одинок среди своих близких. Ему не к кому обратиться со своими делами. Всем не до него. «Слушай, мы так устали сегодня, давай завтра…». Что чувствует ребенок? Что он никому не интересен. В дальнейшем он и сам себе будет не интересен. А это пусть в одиночество.
От тебя одни проблемы.
Избитый пример, но очень яркий. Нарисовала девочка в садике свой рисунок, принесла воспитательнице показать. Та вместо того, чтобы изобразить похвалу, произнесла что-то вроде: «что за мазня, иди лучше игрушки собери». После чего ребенок делает для себя вывод, что руки у него, как «крюки», а рисование вообще не его конёк. Взрослые то и то далеко не все на критику спокойно реагируют, а ребенок это как приговор принимает. Все точка, я никуда не гожусь. Похожая ситуация возможна и с детьми постарше. Когда родители хотят видеть вундеркинда. Ребенка отчитывают даже за четверку. А почему не пятерка, вот почему?! Ну все что не поручи тебе, все сделаешь не так! Ребенок делает вывод, что лучше ничего не делать, никак себя не проявлять, тогда уж никаких проблем от него не будет.
Это конечно далеко не весь список психотравмирующих ситуаций. Если вы узнаете себя в этих ситуациях, если детские травмы до сих вынуждают вас чувствовать себя ребенком во взрослом возрасте, то может быть пришло время задуматься о помощи специалиста? Может пора выдернуть детские «колышки» ?
Лимонов Виктор
Источник: