В своей работе я часто замечала, что, приходя впервые на консультацию, клиенты чувствуют себя растерянно и тревожно, они не знают, что будет происходить. Поэтому в этой небольшой статье мы поговорим о том, что можно ждать от специалиста, а что должно насторожить. Всем, у кого этот опыт уже позади, предлагаю вспомнить и сравнить.
Начнем с чувств и переживаний, которые происходят с разных сторон консультативного процесса. Каждый клиент уникален, как и его состояние в процессе. Кто-то испытывает сильную тревогу и недоверие к психологу, переживает о том, как он отреагирует на проблему, будет ли он принимающим, будет ли хранить в тайне ту информацию, которую с такой осторожностью собирается рассказать клиент. Другой стремится на консультацию в надежде наконец рассказать что-то, поделиться переживаниями и выслушать мнение. Некоторые надеются найти ответы на те вопросы, которые давно волновали, получить ценный совет и помощь в принятии решений. Психолог, в свою очередь, тоже переживает разные чувства, которые одни могут назвать волнением, другие — предвкушением, третьи будут описывать состояние сосредоточения.
Как видите, первая встреча насыщена множеством эмоций, поэтому психолог ставит определенные задачи на эту консультацию, выполнение которых помогает сохранить безопасность процесса, снизить тревогу и создать основу для дальнейших доверительных профессиональных отношений.
Конечно, многое зависит от подхода, в котором работает специалист, я обозначу общие моменты и расскажу о том, какой стратегии придерживаюсь сама.
Первая задача консультации, как и любой другой встречи — знакомство и установление контакта. Консультант может выстраивать по-разному разговор, исходя из того, в каком состоянии и с какими целями пришел клиент. Как правило, психолог в начале встречи рассказывает о нескольких условиях работы, например, о длительности встречи, основных задачах и о правиле конфиденциальности. В процессе рассказа клиента консультант может задавать уточняющие вопросы.
В ходе беседы вы вместе формулируете запрос: ту цель, над которой будет проходить работа. Запрос может быть один или несколько на весь период консультирования или терапии, а также можно каждый раз выдвигать актуальные запросы на встречу.
Следующим этапом, который может проходить на первой или на второй встрече, происходит формирование психологического контракта: договора между психологом и клиентом о том, в каком формате и с какой целью будет вестись работа.
Примерные вопросы, которые можно обсудить с психологом на первой встрече:
- какая будет основная задача; по каким критериям можно будет понять, достигнута ли цель;как часто будут проходить встречи, как записываться и какие правила пропусков;какова примерная длительность работы? Ни один специалист не может сразу понять, сколько точно консультаций необходимо, можно обозначить примерные промежутки времени и договориться о той временной точке, когда этот вопрос будет рассматриваться вновь. Например, психолог может сказать, что через 3-4 встречи, когда он будет лучше понимать историю клиента, можно будет точнее договориться о времени.
По окончании встречи вы договариваетесь о следующей. В некоторых случаях специалист говорит, что не может помочь Вам, но может порекомендовать другого специалиста. Не пугайтесь, если это произошло. Честный с собой и клиентом профессионал сможет признаться в том, что не будет эффективен в каком-то вопросе, ведь психолог не может и не должен одинаково хорошо работать со всеми случаями. Важно, чтобы он об этом мог предупредить.
Что должно насторожить на первой консультации:
- Давление. Если Вы чувствуете, что он задает множество тех вопросов, на которые Вы пока не готовы отвечать, можно и нужно прямо говорить об этом. Вы имеете право обозначать те границы, в которых Вам будет комфортно.Осуждение. Уж точно не за этим приходят к психологу! Если Вы чувствуете, что консультант не может принимать и проявлять уважение, может быть, это не Ваш специалист. Готовые решения. Психолог точно не может решать за клиента, делать выбор, тем более он не способен посоветовать “правильное решение”. Это касается не только первой консультации, но и всей работы в целом. Задача психолога — помочь человеку стать готовым к выбирать самостоятельно, ставить цели и достигать их. Если же специалист на первой встрече будет делать это за Вас, стоит задуматься о его профессионализме. Обещания и гарантии быстрых результатов.
В подведении итогов хочу отметить, что во время и после консультации важно прислушаться к своим чувствам, именно они подскажут Вам, насколько этот психолог подходит именно в вашей ситуации.
Борисова Мария Михайловна
Источник: