Тут недавно заприметила я онлайн-вебинар по каллиграфии, прививающий детям любовь к красивому письму. Сообщила дочери, чтобы она посмотрела, внучка в этом году в школу собирается. Дочь посмотреть не смогла, пришлось мне. И так там заманчиво всё это меня очаровало – пёрышки, чернильницы, бумага разной текстуры… Как раз недавно я читала, что каллиграфия влияет на мозговую деятельность и даже на продолжительность жизни — правая часть мозга чувствует правильность линий, симметрию, ритм и темп, развиваются внимательность и воображение, а правильное положение пальцев при обхвате пера, точные движения тренируют мышцы рук и нервы.
И я соблазнилась тоже пописать перьевой ручкой. У меня они были, аж две! Одну сама покупала, а другую, кстати, та самая дочка дарила (бумеранг!). Достала их из нижнего ящика-бардачка письменного стола, метнулась в обед – купила пузырек с чернилами за 52 рубля. Заправила ручки чернилами, выпачкала руки, как в первый школьный день – незабываемо! Порасписывала их, выводя на бумаге слова – что вижу, что слышу, что в голову пришло, почитать — бред. Пробудившийся опыт в этом пишущем деле заявил мне, что у меня … не самые удобные ручки. И заставил меня поискать что-то другое. Посмотрела ролики на ю-тубе, обозреватели нахваливали совсем дешевые китайские ручки. На Али-экспрессе их море, от самых дешевых, рублей от 60, до дорогих, последние страницы даже не досмотрела. Заказала за 100 с чем-то рублей и успокоилась – буду ждать. Пока ручки нет, пишу в еженедельнике старой перьевой — руки пачкаю (заправляется туго), но удовольствие получаю. И удивляюсь на свой почерк, в смысле — иной.
Татьяна Толстая в одном интервью рассказывает, как написала свой первый рассказ «На златом крыльце сидели»: «Села за стол и – на бумаге, вручную, карандашом одним махом». Правда, в другом интервью: «Никогда не писала от руки» — поди ж, пойми… А вот Виктория Токарева говорит, что, сочиняя, она пишет только от руки, перьевой ручкой, т.к. это — «прямая связь с космосом». И, мол, как же ей связываться с космосом, когда это происходит не напрямую, а «через компьютер, железку, включенную в розетку».
Композитор Е.Крылатов в "Линии жизни" рассказывал, как сочиняется ему по-разному на компьютере и за роялем — примерно так, как говорила В.Токарева о космосе и письме от руки: "Для реализации компьютер — замечательно. Но компьютер и электроника они обманывают, возьмешь там кое что, и кажется уже, что это райская музыка, но потом она так же и уходит. А я очень люблю рояль, в рояле есть тайна. Когда вечером, один, приглушенный свет… И вот там вдруг что-то слышно, что ты не можешь выжать, вот там у меня и родилась "Русалочка", моя любимая".
У меня за компьютером — чувство, что я пишу не просто в «железку, включенную в розетку», а сразу — в интернет, поэтому – прямо в космос. Тут я не соглашаюсь с Викторией Токаревой: ей компьютер закрывает вход космоса в неё, а мне – открывает выход в него ) Но ручкой с чернилами всё же попишу – одно другому не мешает. Возможно, качество почерка сейчас уже никем не оценивается, его попросту нигде не видно: все коммуникативные записи – электронные. Но… почему-то мне не всё равно, какой у меня почерк. Уж не до каллиграфического, каллиграфия — это своего рода искусство. Но она способствует улучшению почерка. Например, как танец — искусство, а его практикование способствует хорошей фигуре и пластике.
В школе мы в обязательном порядке писали перьевыми ручками, на шариковые перешли только в 9 классе. Но это было очень давно. Сейчас, когда пишу перьевой, отключаюсь от всех мыслей, концентрация внимания только на бумаге, пере и чернилах. Кажется, этого добиваются при созерцании — избавляться от всех мыслей. Мне нравится иногда в это окунуться, как перезагрузиться. Было время – подписывали вручную открытки. Недавно хотела повыбрасывать те, что дома между книг хранятся, стала пересматривать — вручную написаны, слова там все на вес золота. Нашла местечко и опять сложила.
Почерк, думаю, во многом зависит от характера, самообладания, внутренней гармонии. В видеоинтервью (с Д.Быковым) Александр Генис сказал: "Довлатов говорил, что у него почерк меняется, когда он пишет в газету". Во — как! На почерк влияют не только — кто пишет и чем, но и — для кого, о чем.
Нагорнова Наталья Анатольевна
Источник: