С чем сталкиваются психологи, работающие с родительскими запросами, и я в частности?
Очень часто с тем, что родитель (чаще всего мама) ищет и ждет от специалиста простых ответов и решений на свой вопрос.
И, сталкиваясь с их отсутствием и предложением обратиться к другим процессам:
— разобраться в причинах происходящего;
— рассмотреть различные варианты решений;
— изменению собственных моделей поведения, привычных реакций, и подходов к воспитанию ребенка
разочаровывается и уходит, предпочитая действовать по старому.
Попробую здесь, на примерах самых распространенных родительских запросов предложить другой взгляд на происходящие процессы.
И побудить родителей не к поиску кнопки "как включить или выключить" нужную опцию, а к пересмотру собственного восприятия ребенка, изменению системы отношений и взаимодействия внутри семьи, пересмотру собственных убеждений, необходимости свериться с актуальностью и результативностью моделей воспитания.
Запрос №1
"Как замотивировать ребенка учиться?"
Что видит родитель?
Что ребенок не хочет делать уроки. Или ходить в школу. Получает плохие оценки. Или постоянно сталкивается с негативной оценкой ребенка педагогами:
не старается, отвлекается, не выполняет задания, витает в облаках и пр.
Все дружно — и родители и учителя маркируют это " нежеланием учиться" или "отсутствием мотивации".
Естественной и логичной, в такой интерпретации ситуации является задача — "замотивировать его на учебу".
Как сделать так, чтобы ребенок учился, и хотел учиться?
Задает себе вопрос родитель, и начинает действовать. Что чаще всего в родительском арсенале по решению этой " проблемы "?
В ход идут: наказания, увещевания, попытки " замотивировать" деньгами, подарками, привилегиями и пр. Сто аргументов на тему "почему это важно и каким дворником он будет если не будет учиться" и прочие попытки ВОЗДЕЙСТВИЯ на ребенка и взываний к совести, логике, разуму и чувствам — страха, вины, стыда.
Почему это не работает?
(ну ли работает до поры до времени)
Для того чтобы ответить на вопрос "как сделать так чтобы ребенок учился?", надо задать вопрос почему он не учится?
Не может или не хочет?
Не способен также быстро воспринимать и обрабатывать информацию как одноклассники? Теряет интерес, если не достигает быстрых результатов? Не способен долго концентрироваться и прилагать волевые усилия?
Невозможно найти решение задачи, не узнав ее условия.
Ребенок может " не учиться " по многим и многим причинам:
- Ему может быть некомфортно в этой среде.
Он может иметь проблемы с одноклассниками и учителями, чувствовать себя неудачником, переживать, опасаться негативной оценки себя, иметь страх ошибки, оценки. Может иметь хронический стресс от взаимодействия с этим окружением. Когда вся энергия уходит на совладание с внутренними переживаниями, когда внутреннее " Я" вынуждено выживать в неблагоприятной среде — до учебы ли?
Из практики общения с детьми (отдельно от родителей) могу сказать однозначно: в 85% родители об этих переживаниях ребенка не знают и понятия не имеют. Но, при этом абсолютно уверены, что знают о ребенке ВСЁ, и что
он нам все рассказывает, всем делится
Чаще же всего, ребенок рассказывает и показывает "картинку" того, что родители хотят видеть знать и слышать (на чем они и успокаиваются).
Почему ребенок не говорит — это отдельные поводы для исследования, но как пример: не доверяет, опасается реакции неприятия, допытываний, родительской тревоги и переживаний, обесценивания своих проблем и готовых но неприемлемых для него решений: забыть, забить, не обращать внимания, собраться и взять себя в руки и пр.
- Ему может быть действительно не интересно учиться в той системе, какая ему предлагается!
Ну, то есть ребенок эмоционально благополучен, и стремление к познанию есть, и внутренней мотивации к обучению хоть отбавляй, но!
Ему не интересно как, каким образом ему предписывается "обучаться и развиваться". Он интуитивно чувствует застарелость и заскорузлость той системы, в которой он вынужден находиться. Она не отвечает его индивидуальным внутренним запросам на познание мира, развитие и предъявление себя, собственного "Я", талантов и потенциала.
В этой системе они не замечаются, не оцениваются, и прямо скажем, не приветствуются.
Ребенок, воюя с системой, вынужден реагировать или явным открытым бунтом, или скрытым — скукой, апатией. Что и трактуется педагогами и родителями, как "может, но не хочет".
- Мотивации на обучение может не быть действительно
То есть нет внутренних и внешних мотивов, побуждающих проявлять интерес и усилия в процессе учебы.
Внутренние мотивы — это познавательный интерес, любопытство, стремление узнавать новое.
Внешние мотивы — стремление к достижениям, желание проявить себя и получить положительную оценку собственным усилиям, получить одобрение и пр. мотивы социальной направленности.
В идеале, когда внутренние мотивы к учебной деятельности сочетаются с внешними: во первых — мне интересно. А во вторых — мне также важно чувствовать себя успешным: конкурировать, достигать, преодолевать, пробовать свои силы и видеть результат.
Что касается внутренней мотивации — стремления к познанию. Я убеждена, что его не нужно как то искусственно или дополнительно формировать. Его важно не задавить на корню.
Познавательная активность — это врожденная, инстинктивная форма поведения живого существа. Любопытство — залог выживания и развития.
Посмотрите на маленького ребенка, лет до трех. Это же одно сплошное любопытство. Он ведет себя как вечный и неутомимый двигатель, направленный на изучение окружающего мира! Ему интересно все!
Где, как, в какой момент и в результате какого воздействия этот фонтанчик интереса, любопытства и стремления к познанию был перекрыт — вопрос для исследования.
Мои гипотезы, исходя из анализа поведения и рассказов родителей — часто это результат подавления инициативы: не лезь, не трогай, не бери, отстань, закрой, не бери, сядь и сиди, не задавай глупых вопросов и пр.
Импульс активности и инициативы прерывается, давится на корню. Так, уже к трем годам ребенок перестает проявлять интерес к новому, теряет его. А зачем он, этот интерес, если инициатива наказуема и подавляема?
Размышления о внешних мотивах приводят к следующему:
Учеба — это в первую очередь деятельность. Учебная (как и любая) деятельность регулируется двумя основными мотивами: достижение успеха или избегание неудачи.
Деятельность, направленная на достижение успеха проявляется активностью и инициативой.
Мотив избегания неудачи реализуется пассивностью, уходом, отказом от этой деятельности.
Какой из мотивов деятельности будет регулировать учебную, зависит от того, какой опыт до поступления в школу получил ребенок.
Если ошибка наказуема, за малейший промах ребенок получает обесценивание, когда достижения не замечаются, а неудачи ярко и эмоционально окрашиваются виной, стыдом и страхом — стремиться к достижениям, а значит проявлять инициативу, активность, усилия и интерес попросту небезопасно. Безопаснее сделаться невидимым, незаметным, отсидеться, отбыть номер. Авось не увидят, не заметят, не спросят.
К началу поступления в школу, все задатки мотиваций тех или иных направленностей уже сформированы.
- Проблемы с учебой могут иметь корни медицинского характера, отражающихся на процессах: памяти, мышления, внимания, восприятия, особенностей эмоционально-волевой и поведенческой сферы.
К сожалению, не редки случаи когда " неуспешность" в учебе ребенка не связывается с довольно серьезными физиологическим аспектами.
"Неспособность" маркируется как "нежелание", что является серьезной ошибкой.
Когда ребенок стойко неуспешен в учебной деятельности, не лишним (а иногда первоочередной задачей) является посещение таких специалистов как: невролог, психиатр, нейропсихолог, логопед, эндокринолог.
Итак, "как мотивировать ребенка учиться" — не тот запрос, который может помочь исправить уже сложившуюся ситуацию.
Как можно и важно действовать в этом случае?
— Исследовать причины и попробовать устранить их;
-Рассмотреть собственный вклад в процесс формирования мотивов, воли, потребностей и других аспектов, связанных с учебной деятельностью. Провести работу над ошибками если это возможно, или перестать бороться с ветряными мельницами, если сенситивные периоды для развития необходимых навыков для успешной учебы безвозвратно упущены, сосредоточиться и не упустить другие важные задачи того возраста, в котором находится ребенок.
-Проанализировать эмоциональную безопасность и благополучие семейной и школьной среды;
Индивидуальный подход, в каждом конкретном случае, позволит подойти к данному вопросу гибко, комплексно. И, пожалуй, способен — избавить семью от семейного симптома, под названием " у него проблемы с учебой ",
а ребенка — от необходимости ежедневно выживать на этом поле боя, защищаться и закреплять способы справляться с собственной неуспешностью, придирками учителей и присоединившихся к этой системе родителей.
Запрос №2
"Зависимость от компьютера, телефона, планшета"
Что является самым действенным в привычном арсенале родительского воздействия по борьбе с данным явлением, не трудно догадаться.
Запретить. Отобрать. Лишить. Что естественно является благотворной и хронической почвой для борьбы, конфронтации, бесконечных конфликтов на этой почве.
При столкновении с этой проблемой в своей семье, родителям важно ответить на несколько вопросов:
Что конкретно вас в этом тревожит? В чем видите " зло "?Знаете ли вы, чем конкретно ваш ребенок занимается, когда "сидит в телефоне?"Есть ли у вас альтернатива, что предложить ребенку вместо "сидения в телефоне?".
Невозможно что-то забрать, ничего не предложив взамен.
Особенно если вы не знаете, что он там делает и почему предпочитает такой способ времяпровождения.
Свою тревогу родители формулируют как "страх зависимости" от гаджетов.
Если действительно имеет место быть один из дифференциальных критериев зависимого поведения — обращение к гаджету, как единственному способу справляться с напряжением, получать удовлетворение, избегать неприятных переживаний, справляться с трудностями и уходить от проблем в виртуальную реальность, то запрет конечно не решит никаких проблем. В худшем случае, за неимением одного доступного объекта зависимости, ребенок вынужден будет искать другой (алкоголь, наркотики, еда). Ведь способ, механизм реагирования на непреодолимые для себя обстоятельства уже сформировался в устойчивый паттерн.
При этом, надо понимать, что далеко не всегда то что беспокоит родителей, является зависимостью. А, как бы это странно не звучало — абсолютно нормативным явлением использования современных технологий и возможностей.
Современные дети — дети цифрового поколения. Они родились в эпоху становления и активного развития этого прогресса и другого мира не знали.
Основой беспокойства родителей в этом контексте, является недопонимание и непринятие возможностей современных технологий, сравнение с собой и собственными способами общения, получения информации, времяпровождения.
Мы гуляли, лично общались, книжки читали"
и другие примеры, для людей старшего поколения являются достаточным аргументом в пользу "неправильности" и бесполезности альтернативных способов и возможностей .
Родителям сложно смириться с тем, что "сидение в телефоне" и "втыкание в гаджет" может быть эффективным способом реализации множества потребностей ребенка: в общении, познании, самореализации.
То, что родители, как взрослое поколение считает недостатком и деградацией — для современных детей видится расширением их возможностей.
Да, гаджеты на сегодняшний день выполняют множество функций. В первую очередь, как средство коммуникации. То, что общение плавно перетекло в сеть, мессенджеры и видеочат — это факт.
Мы, предыдущее поколение, в своем личном общении, зачастую были ограничены определенным кругом, рядом существующих людей: одноклассников и соседей по двору.
Современные дети могут общаться, минуя пространство и время, выбирать собеседников и друзей не по территориальному признаку, а исходя из общих интересов. В собственном кармане носят возможность быть на связи всегда, не терять значимое окружение при переезде и многие другие возможности.
С появлением технологий и их активным внедрением в жизнь, меняется способ получения и обработки информации. Также, что становится очевидным в последнее время — изменились каналы ее восприятия: смотреть видео проще, чем читать книгу, да.
Но, также следует отметить, что скорость обработки и анализа поступающей информации, количество задействованных стимулов (сочетание зрительных и аудиальных), высокая степень переключаемости и больший объем информации, требует от современных детей других качеств, способностей, компетенций. В чем они и совершенствуются. Как осознанно, так и интуитивно, понимая необходимость владеть в совершенстве современными средствами и способами: коммуницировать, работать, учиться, продавать, покупать и всего того что "переместилось" в сеть и цифру.
Я знаю достаточное количество подростков, которые " постоянно сидя в телефоне " по тревожному утверждению родителей:
Подписаны на интересный им контент и имеют устойчивые интересы в этом направлении (обесцениваемые зачастую родителями!).
Имеют собственные ютуб каналы с несколькими тысячами подписчиков, что уже сейчас позволяет этим детям иметь собственный стабильный доход.
Осваивают способы обработки фотографий, создания видео, множество полезных приложений.
Наблюдают за интересными им людьми, блогерами. Смотрят много интересного для себя, в том числе обучающего видео.
Ведут собственные блоги.
Осваивают технологии создания собственного интересного контента его оформления и продвижения.
И прочее, прочее…
Родители при этом, имея собственное представление о том что
это ерунда, лучше бы делом занялся",
попросту не интересуются, чем увлечен ребенок.
Соответственно, не имеют возможности его в этом поддержать, направить, стать на этой почве ему советчиком другом и наставником. А совсем наоборот — не особо разбираясь в том, что происходит, им приходится вступать в бесконечные перепалки с ребенком, делая " гаджет" полем боя. Что вполне естественно не укрепляет близости и эмоциональной связи с ребенком, а то и основательно разрушая ее.
Также, "сидение в телефоне" может и правда являться способом отдохнуть, разгрузиться, развлечь себя.
Ну, у ребенка должно быть время и возможность ничего не делать! И это его дело, чем он себя в процессе "ничего не делания" развлекает.
Здесь обычно я сталкиваюсь с родительским сопротивлением и тревогой:
как это ничего не делать?"
Ведь в родительской реальности ребенок должен круглосуточно заниматься только полезными делами. А иначе, если ему позволить ничего не делать, он просто ляжет на диван и будет лежать. Не занимаясь полезными делами. Никогда.
На самом деле, отсутствие легальной возможности отдыхать, разгружаться ничем полезным не занимаясь — приводит к нелегальным. Можно заболеть например. Прокрастинировать. Откладывать на потом или "забывать" важные дела.
Возможность ничего не делать без страха наказаний, стыжений, обвинений и немых укоров необходима ребенку как воздух. В это время он восстанавливается.
Имеет возможность неспеша прокрутить в голове прошедшие за день события. Проиграть внутренние диалоги, осмыслить собственное поведение. Пофантазировать, помечтать.
Ребенок должен иметь возможность жить собственной внутренней жизнью.
К сожалению, часто такую возможность родители не дают. Из собственной тревоги, амбиций и иллюзорных представлений о том, что ребёнок должен быть занят всегда. Много и полезно.
Иначе — тюрьма, сума, общественное порицание.
Итак, какие выводы можно сделать о вопросах гаджетов?
Первое — важно понять, узнать, что ребенок там делает:
— общается?
— имеет устойчивый, но не понятный родителями, а потому обесцененный интерес?
— таким образом отдыхает?
— использует гаджет как способ справляться с напряжением, трудностями, ухода от реальности?
Если ребенок использует гаджет как основное средство коммуникации, расслабления или имеет устойчивый интерес, можно родителю задать себе вопросы:
-в чем моя тревога?
-стоит ли она постоянных конфликтов на этой почве и моих нервов?
-что я могу сделать, кроме того, чтобы беспокоиться и запрещать?
Возможно ли, через собственный искренний интерес к тому, чем занимается и интересуется ребенок наладить контакт, близость. Через возможность обмениваться информацией — искать и рекомендовать более интересный и безопасный контент, предлагать поддержку.
Реализовывать свое влияние не через отрицание и запреты, наталкиваясь на сопротивление ребенка, а через присоединение и принятие его интересов.
Если хорошо подумать, поразмыслить и попробовать переоценить собственное отношение к современным технологиям, можно увидеть в них не "вселенское зло" а возможности для обучения, развития. Ну и принять возможность такого способа общения, развлечения, удовольствия и отдыха тоже.
Полезней запрета — поинтересоваться у ребенка, чем же таким занятным он там " в этом телефоне " занимается"? И, не борясь с ним, попробовать к нему присоединится. Показать собственным примером и проявленным интересом массу обучающих и познавательных возможностей интернета, видео и электронных книг.
В этом случае, вполне возможно часть тревог уйдет сама собой.
Если же имеет место быть "уход в гаджеты" как способ справляться с действительностью — запретительные меры и бесконечная борьба только усугубит ситуацию.
Запрет гаджета не устраняет зависимости от него.
В данном случае необходимо разбираться в причинах зависимого поведения и серьезно работать над их устранением.
Запрос № 3
"Как ему донести?"
Донести родителю до ребенка надо многое:
Как себя правильно вести, как реагировать на домогательства сверстников, как распоряжаться своими вещами, куда и как правильно тратить карманные деньги.
Что сидеть за компьютером вредно, что учиться надо, что ненавидеть свое тело глупо, что ребенок красивый на самом деле и слушать других не стоит, и многое, многое, многое другое.
Донести, убедить, объяснить — один из главных "инструментов" по воздействию на ребенка из числа цивилизованных, и одновременно одна из самых больших иллюзий родителя, что это возможно.
Самое главное заблуждение, что через это "донести" решаются все проблемы:
вот я наконец-то объясню, он поймет и сразу изменится в ту сторону, в которую я его склоняю".
Все попытки этого большей частью не приводят ни к чему, и родитель приходит обессиленный, разочарованный. С вопросом " как еще ему донести" и почему это не получается.
Ведь аргументы железные. Логичные и правильные. С точки зрения родителя.
На этом моменте стоит остановиться и задать себе вопрос: а что на самом деле я пытаюсь "донести"?
Донести до него "как правильно".
Как правильно для кого? А ребенку правильно? Насколько родитель в этот момент знает и учитывает контекст ситуации? Чувства и потребности ребенка, его страхи, его возможности и ограничения, которые не позволяют прислушаться и реализовать железные аргументы всезнающего взрослого.
Я знаю, чем это все закончится. Я хочу как лучше. Я все это проходила"
— мы хотим обезопасить ребенка от собственных ошибок и пытаемся "донести" собственный опыт.
Вопрос — нужен ли он ребенку? Уверены ли вы в безупречности и полезности своего опыта, мировоззрения, ценностей.
Желая донести до ребенка важную и ценную информацию " как надо жить ", мы пытаемся убедить его в том, что наши мысли, опыт, приоритеты, понимание ситуаций, жизненная позиция — правильные.
У нас же опыт! А у него нет. Он мал, не знает жизни и ничего в ней не понимает. А мы понимаем. И стремимся ему это доказать, приводя самые убойные аргументы.
Мы говорим, доказываем, спорим, внушаем, ругаемся, злимся что не понимает.
Но, самое главное — редко показываем!
В чем главная иллюзия "возможности донести" до ребенка правильную жизненную позицию, так это в том, что родители пытаются ДОНЕСТИ ЭТО ТЕКСТОМ! Словами. Которые превращаются в восприятии ребенка в одну сплошную нотацию.
Вам когда нибудь читали нотации? Как вам? Хочется сразу все понять и исправится?
Ребенок получает информацию об окружающем мире и явлениях, в нем происходящих не из текстов нравоучителей. А из всего жизненного контекста, который его окружает:
Как родители относятся к нему;
Как они относятся друг к другу и всем остальным людям;
Как взрослые люди поступают в тех или иных ситуациях;
Как они справляются с трудностями, какие используют для этого ресурсы, механизмы, поведение.
Ребенок черпает информацию не из того, что ему говорят. А из своих чувств и ощущений. Из того что он видит и понимает. И, делая свои выводы из этих наблюдений вырабатывает собственные способы реакций и поведения, свои уникальные модели думать, чувствовать, жить, приспосабливаться, справляться.
Все, что родитель желает и стремится "исправить" в ребенке, что так не принимает в нем — есть результат его же, родителя воздействия.
Формируясь именно в этой среде, видя, слыша, чувствуя, чутко улавливая все, что происходит в семье — ребенок получил те возможности, ресурсы, модели и инструменты их реализации которыми пользуется. Так раздражая этим родителей.
Сложно ему, ребенку
всегда отстаивать свою точку зрения, иметь свое мнение и не идти за толпой"
если его мнение, желания и потребности никогда не учитывались в семье.
Невозможно
не быть мямлей и давать отпор обидчикам"
если его не защищали, не показывали алгоритм того, как и какими способами, этот отпор дается.
Невыполнимая задача
начать быть самостоятельным и брать на себя ответственность"
если тебе ее никогда не давали — думали за тебя, решали за тебя, хотели за тебя. До 15 лет. А потом вдруг сказали —
ты уже взрослый, ты должен сам".
Сказать то сказали. Но не научили как. Инструментов, опыта, примера не дали. Сами делали по-другому. Но теперь требуют от ребенка, что бы он был таким, каким его хотят видеть. Из собственного понимания " правильности " и нормативности.
Так не бывает. И не получится.
Нереализуемая задача "донести" ребенку, каким ему надо быть, не дав собственного примера, не прожив с ним множество алгоритмов решений огромного количества жизненных ситуаций, передавая этот алгоритм ему.
Вряд ли чтение хорошей литературы станет ценностью ребенка, если он никогда не видел родителей читающими. И "донести" что это нужно, так как (цитата):
тот, кто читает, будет управлять теми, кто смотрит телевизор "
не получится!
Если ребенок видит недовольных государством и работой родителей, вечно жалующихся на неустроенность — вряд ли ему удастся "донести" о необходимости получения высшего образования. Ведь у родителей оно есть.
Не получится "донести" словами что его, ребенка любят и уважают, если он каждодневно получает совокупность других, очень противоречивых посланий.
Единственное чего добиваются родители, пытаясь " донести " до ребенка всю правду жизни — это стойкое его сопротивление.
Ребенок получает послание — " ты не такой, как надо нам. Делаешь, думаешь, чувствуешь не правильно".
Прислушайтесь к себе. Хочется ли, в ответ на такое послание, стать правильным? Исправиться? Измениться в угоду другим?
Что делать родителям в данном случае?
— Проанализировать и критически переосмыслить собственные убеждения и мотивы, относительно того "почему мне важно донести до ребенка то, что хочу ему донести". Рассмотреть этот вопрос с точки зрения затраченных эмоциональных ресурсов и последствий. Если за стремлением донести до ребенка тезис
тебя задевают, а ты не обращай внимания"
стоит собственная тревога и страх за него? Не лишаем ли мы ребенка возможности столкнуться с разными моделями поведения и возможности выбирать наиболее адекватную из них в каждом отдельном случае, а не пользоваться одной моделью, не всегда эффективной? Может имеет смысл со своей тревогой справляться? И не заставлять ребенка ее обслуживать, пытаясь сделать его удобным для этого.
Если за стремлением убедить ребенка в важности
поступать только в медицинский"
стоит собственное, часто иллюзорное представление о том, что диплом гарантирует ему стабильность и социальную успешность, не лишается ли ребенок возможности собственного выбора, реализации собственных планов, интересов и потенциала?
— Посмотреть, как влияет это стремление " донести и переубедить" на отношения с ребенком? Семья для ребенка — это островок безопасности, откуда черпаются силы и ресурсы на достижения? Или отношения похожи на бесконечное поле боя, куда эти ресурсы утекают как вода сквозь пальцы?
— Справившись с собственной тревогой, дать ребенку возможность быть собой: не тратя ресурсы на сопротивление влиянию извне и не пытаясь стать кем-то другим, тем кто нравится родителям.
— Отказаться от нотаций и нравоучений на тему "что важно, нужно и правильно". А создать реальную среду для развития и возникновения желаемых качеств.
Все вышеописанное никоим образом не отрицает проблемных аспектов в процессе воспитания ребенка. Но предлагает посмотреть на них глубже. Расширить рамки способов решения существующих проблем и сместить ракурс — с воздействия на ребенка с целью его изменения, на трансформацию всей системы существующих отношений, правил, коммуникаций и атмосферы в которой ребенок воспитывается.
Радионова Юлия Анатольевна
Источник: