Прекрасно иметь "удобного" ребенка, ведь правда? Это подобие идеала: послушный, беспроблемный, следует каждому родительскому слову, уважает мнение старших — всех без исключения… Если в школе отличные оценки, то вообще ему цены нет!
Как вам такое описание? Импонирует?
Если на мой вопрос вы ответили положительно, задумайтесь — чем удобен вам такой взгляд, особенно, если у вас есть свои дети.
"Удобные" дети растворены в желаниях и потребностях своих родителей, которые совершенно точно знают, что нужно любимому чаду, а что нет. Такими детьми удобно управлять (в любом возрасте), контролировать их поступки и заботиться о них без меры…
Увы, это ведет к формированию пассивной жизненной позиции, и, став взрослым, такой человек продолжает оставаться "удобным" для всех — кроме самого себя. Есть ли у него шанс прожить свою собственную жизнь так, как ему хочется?
Обратимся теперь к состояниям и внутренним переживаниям взрослых, воспитывающих "удобного" ребенка. Чаще всего, это гиперопекающие родители, выдающие контроль над ребенком за любовь и заботу о нем. Этой заботы становится настолько много, что она душит любые потуги чада сделать что-либо самостоятельно, без помощи родителей. Ребенок идет в школу, переходит в подростковый период — а заботы не становится меньше… СТОП!
В этот самый момент, незаметно глазу родителей, взрослых людей, растворяется личность ребенка. Собственных интересов и желаний практически не остается. Куда уходит детская спонтанность и непосредственность?
При этом "аппетиты" взрослых растут — двух кружков и репетиторов становится мало, надо больше и больше, ведь впереди ОГЭ/ЕГЭ. И нужно постараться, чтобы стать тем самым успешным человеком, о котором мечтают родители!
Про что это? Конечно, про тревогу и страхи самих взрослых людей, родителей, про их неуверенность в себе, про их нереализованные мечты и, возможно, про перенос на ребенка своих отношений с родителями. Все это — оборотная сторона гиперопеки (сверхзаботы).
Кому же в этом случае обращаться к психологу — взрослым или детям? Родительские путы бывают слишком крепки и отсоединение ребенка возможно лишь под угрозой отлучения от семьи.
Я думаю, что в этом случае поможет родительская мудрость и прозрение. Хорошо бы вовремя заметить, что ребенок взрослеет и вполне может сам справляться с вызовами этого мира. — Прекрасно, что так! А значит, с каждым днем ему можно давать все больше свободы, испытывая при этом радость за своего сына или дочь.
На этом моменте позволю себе, дорогие читатели, оставить вас наедине со своими размышлениями… Потому что, конечно, свой выбор, в том числе родительский, каждый делает сам.
Поделюсь лишь некоторыми правилами поведения и отношений с детьми, которые лично я считаю значимыми.
- Разрешите своему ребенку ошибаться, пробовать, падать, исследовать, давая возможность почувствовать естественные результаты своих действий: и плохих, и хороших.Поддерживайте его самостоятельность и хвалите, наблюдая, как ваш ребенок проявляет усилия и справляется сам.Научите ребенка просить о помощи, но лишь тогда, когда он не в состоянии справиться сам.Наблюдайте за своими чувствами. Действуйте из уважения к способностям ребенка, а не из чувства жалости или вины.Проявляйте уважение к негативным эмоциям ребенка (боль, гнев, обида), не старайтесь их заглушить. Помогите с ними справиться: проявите спокойствие и понимание, будьте рядом.Говорите ребенку также о своих потребностях, о том, что вас обижает или возмущает. Так вы научите его замечать потребности других людей.
По поводу своей тревоги и страхов поговорите лучше с психологом. Он вас точно поймет.
Желаю вам счастливого родительства, а вашим детям гордости за себя и своих родителей!
Буду признательна вам за комментарии на тему статьи 🙂
Митрофанова Елена Петровна
Источник: