Почти каждый человек в течении свой жизни задумывается над саморазвитием, самосовершенствованием. Стремление к самопознанию и саморазвитию одна из основных потребностей человека. Особенно это актуально в подростковом возросте, когда вопросы « Кто я такой?» выходят на первый план. Работа над собой — это долгий и не всегда лёгкий путь и он вовсе не заканчивается с завершением подросткового периода, он продолжается всю жизнь. Нравится нам или нет, но для человека присущи лишь два состояния: либо он развивается и идёт вверх, либо он деградирует и неизбежно скатывается вниз. Третьего не дано! Состояние покоя — это смерть. Как говориться: « вечный бой, покой нам только снится!…»
Чтобы помочь моим клиентам лучше разобраться в себе, выявить слабые и сильные стороны своей личности, а также для того чтобы найти способы усилить и эффективно использовать в повседневной жизни свои преимущества, я использую психологическую модель саморазвития — « Окно Джохари» (Johari). Эта уникальная модель была создана в далёком 1955 году и до сих пор не потеряла своей актуальности. Её создателями являются американские психологи Джозеф Лифт ( 1916-2014) и Харрингтон Инхам (1914-1995). Создавая эту технику они рассчитывали на то, что используя её, люди смогут лучше понять взаимосвязь между своими личными качествами и тем, как их воспринимают окружающие.
Эта модель довольно широко используется для описания действенности групповых процессов и в основном распространнена в психологических группах саморазвития.
Когда участник психологической группы рассказывет о себе, всегда есть вещи, которые хорошо знают и он и другие члены группы. Это так называемое « открытое Я» или « Я известное». Но у каждого человека есть вещи, которые только он знает о себе, а другие- нет. Это « скрытое Я». Нередко бывает так, что человек не знает о себе какие- то вещи, даже не задумывается о их существовании и, тем неменее, об этом знают окружающие. Это его « белые пятна» или « слепое пятно». Наконец, есть вещи, которых о человеке не знают ни он сам, ни другие, но это существует. Это « Я неизвестный». По словам A.Fenster ( 1993), цель групповой психотерапии заключается в том, чтобы расширить границы « известного Я» за счёт областей « Я скрытого», «белых пятен» и «Я неизвестного».
Помимо групп, возможно применение этой техники и в индивидуальном консультировании и психотерапии. Эффективность работы с ней можно повысить, если подключить к работе метафорические ассоциативные карты ( МАК). Подойдёт любая универсальная колода, а с подростками лучше использовать специальные колоды разработанные для работы с ними.
Из колоды МАК последовательно выбираются две карты в открытую, которые будут символизировать « Я открытое», « Я скрытое» и ещё две карты в закрытую, это будут « Слепое пятно» и « Я неизвестное». Подробно обсуждается значение каждой карты, также необходимо поразмышлять о сходствах и различиях этих карт. И самое главное в этой работе, подумать, почему получается так, что то как вас видят окружающие, отличается от того как вы сами себя видите?
В этой работе заложен мощный стимул к саморазвитию и самопознанию.
Желаю вам успехов на вашем пути к Я- настоящему!
На данном фото — работа с подростком, иногда по желанию клиента можно выбрать не одну карту по каждому пункту, а две.
( фото размещено с разрешения клиента)
Колесникова Ольга Валерьевна
Источник: