Однажды на отдыхе я разговорилась с мамой двухлетней девочки. В разговоре мы затронули тему кормления, и мама девочки отметила, что её малышка не хочет сама кушать. Я поинтересовалась, давала ли она дочери возможность орудовать ложкой в тарелке с кашей до годика. И получила ответ: «Не давала, так как боялась беспорядка и каши по всей кухне». Часто мы, родители, ставим приоритетом порядок и чистоту, лишая ребёнка возможности своевременно приобретать необходимый ему опыт и навыки.
Поделюсь, как мы пришли к умению кушать самостоятельно. Дочка стала садиться в 8 месяцев. Приблизительно с этого же возраста Саша стала активно проявлять интерес к процессу еды и требовать ложку. Естественно, что сначала ложка использовалась не по назначению. Ребёнок просто исследовал новый предмет, стучал им, «пробовал на вкус». Через несколько дней к ложке присоединилась и тарелочка с минимальным количеством каши. У меня была своя тарелка и ложка для ее кормления, а у Саши свой комплект. Пока я кормила дочку, она занималась познанием содержимого своей тарелки. Сначала ложка не применялась ею для того, чтобы зачерпывать кашу. А зачем? Ведь есть ручки, которыми хочется все потрогать! Дочка запускала их в кашу и с огромным интересом смотрела на свои пальчики. Она пробовала еду на вкус, сжимала и разжимала кулачки, трясла руками и смотрела, как каша падает на столик. Перед каждым кормлением я на пол стелила клеёнку, а после кормления мы полностью переодевались и хорошенько умывались.
Постепенно непосредственное тактильное познание еды руками было удовлетворено, и, естественным образом, Саша перешла к уже более сложной двигательно-моторной операции – зачерпыванию каши ложкой. Это совсем не означает, что каша стала попадать в рот! Каша просто зачерпывалась ложечкой и перекладывалась на столик или в другую тарелочку. Саша стала отрабатывать навык держать ложку и зачерпывать ею кашу. Ко всему этому процессу я относилась совершенно спокойно, продолжая кормить ребёнка, пока он развивает свою моторику. В конце каждого кормления Саша требовала тарелку, из которой я ее кормила, активно зачерпывала оставшуюся кашу и клала её на столик. Вот так, постепенно, мы пришли к следующему этапу: ложка с едой стала попадать в ротик. В годик Саша уже неплохо кушала сама, а к годику и 8 месяцам я уже практически не докармливала её. Если ей не удавалось что-то зачерпнуть ложкой, то иногда она помогала себе ручкой. Конечно, дети разные и процесс осваивания навыка самостоятельной еды в каждом отдельном случае может иметь свои особенности. Здесь важно соблюдение принципа исходить от непосредственных сенсомоторных потребностей ребёнка, а потом уже переходить к обучению оперирования предметами и правилам еды, принятым в обществе. Нейрофизиологами и психологами доказано, что богатый сенсомоторный опыт ребенка на ранних этапах развития является фундаментом для его интеллектуального развития.
От ребёнка, который исследует ложку, её свойства, её звучание, не следует требовать использовать сразу этот инструмент по назначению. Если ребёнок не несёт сразу кашу в рот, а хочет её потрогать, не нужно говорить, что это неправильно и забирать тарелку, лишая малыша возможности получать новые тактильные ощущения и проявлять новые моторные реакции. Не бойтесь того, что ваш ребёнок привыкнет есть руками и в три годика будет кушать неаккуратно. Наоборот, всему — своё время и, если малыш получил необходимый ему тактильный багаж в возрасте до годика, то в три у него просто не будет необходимости играть с едой, лезть в тарелку руками, размазывать варенье по рукам и тому подобное.
Когда ребёнок в 7-8 месяцев тянется за ложкой – это означает, что сейчас вся его нейрофизиология и психология наиболее восприимчива к этому новому сенсомоторному опыту. Именно с этого момента у него закладывается естественный навык самообслуживания. Ребёнок, которому не препятствовали проходить этап за этапом этот процесс, принимает правило «я кушаю сам» как само собой разумеющееся. У него не остаётся негативного опыта и эмоций по поводу ситуации кормления. И напротив, если родитель не дал ложку, когда её просили, если родитель слишком рано требовал от ребёнка правильного использования предметов, навязывая ему свой опыт, то ребёнок воспринимает все это как насилие. И естественно, установка «я кушаю сам» не формируется и ребёнок, в более позднем возрасте, отказывается кушать сам, ведь это не его воля, не его позитивный опыт, а навязанный взрослыми.
Ещё одним важным механизмом обучения ребёнка самостоятельно кушать является подражание. Ешьте вместе со своим ребёнком. Как только ребёнок сам начинает неплохо кушать, садитесь рядом с ним и показывайте, что вы также кушаете самостоятельно. Ребёнок может немного покормить вас, а вы его — получается такая общая трапеза. В этом процессе ребёнок усваивает не только то, как нужно нести ложку ко рту, но и тот факт, что маме тоже нужно кушать, что во время еды не балуются, не играют. Мама постепенно становится не руководителем в вопросе кормления, а партнёром. Ребенка подводят к пониманию, что мама кушает сама, поэтому не может встать и полностью его накормить.
Часто бывает ситуация, когда мама с тарелкой бегает за ребёнком по всей квартире. Этого не следует делать. С самого начала прикорма приучайте ребёнка к одному и тому же месту еды. За голодным ребёнком не нужно бегать по всей квартире, он сам придёт в кухню и скажет: «Ням-ням». А если хочешь «ням-ням», то вот твоё место, твоя тарелочка и ложечка. Если ребёнок отказывается садиться в стульчик для кормления, не идите у него на поводу. Своим примером показывайте, что вы тоже кушаете за столом на кухне. Если все правила последовательно и четко исполнять, не идти на поводу у ребёнка и не перекармливать его перекусами, то голодный ребёнок, в конце концов, усвоит правило самостоятельной еды за столом. В период приучения кушать за столиком, вы можете удерживать внимание ребёнка сказкой, стишками, песенками. Однако увлекаться этим не стоит и придумывать сказки и прибаутки желательно связанные с едой. Постепенно, когда рефлекс закрепиться, необходимость устраивать концерт во время еды отпадёт.
Не стоит приучать ребенка во время его кормления и уже самостоятельной еды смотреть передачи по телевизору и мультики по компьютеру. Он должен сам ощущать, сколько еды ему нужно съесть, а во время просмотра мультиков процесс поглощения пищи становится автоматичным, чувствительность ребёнка к ощущению насыщения притупляется, что грозит перекормом. Наоборот, мультик может выступать как поощрение за то, что ребёнок самостоятельно покушал.
Есть ещё один тонкий момент. Часто отказ от еды, отказ кушать самостоятельно выступает инструментом протеста ребёнка против правил, совсем не связанных с едой. Например, ребёнок не ощущает себя значимым в семье, с ним мало играют, не дают ему возможности самоутверждаться и тогда он, интуитивно, находит область, где может привлечь к себе внимание, проявить свою волю. Чаще всего такими областями становятся еда и одевание. Поэтому с решением истинной проблемы автоматически решаются и трудности с приёмом пищи.
Байбородова Ольга Сергеевна
Источник: