Проективная методика "Лавка антиквара" (или "Старый заброшенный магазин") — техника, которая легла в основу современных приёмов направленного воображения: используется в групповой и индивидуальной терапии.
"Старый заброшенный магазин" был описан Джоном Стивенсом (Stevens, 1971). Ценность этого упражнения состоит в том, что участники могут прикоснуться к тем аспектам своей личности, которые никогда полностью ими не осознавались.
Необходимое время: 1 час -для группы, 30-40 минут в индивидуальной терапии.
Не смотря на простоту, методика может вызывать эмоциональные проявления, к чему должен быть готов терапевт.
В данной статье я привожу тот вариант упражнения, который использую в индивидуальной терапии.
Участникам предлагается принять удобное положение — полулежа в кресле (если группа — тогда лечь на пол). Освещение — полумрак, верхний свет погасить.
Инструкция:
Представьте, что Вы находитесь где-то у моря, в маленьком уютном городке. За спиной у Вас шумит море, ласковый ветер обдувает Вас, неся с собой запах моря, кипарисов, диковинных цветов…Вечереет, уже не жарко, и Вам хочется прогуляться в центр города, по маленьким улочкам, прикасаясь к теплым, нагретым стенам домов.
Улочки становятся все уже…дома — все ниже. Вдруг Ваше внимание привлекает маленькая лавочка…Вы подходите ближе, читаете вывеску и понимаете, что перед Вами — антикварная лавка.
Окна ее пыльные…почти ничего не видно. Вы спускаетесь по ступеням…и входите в лавку. Открываете дверь..
И входите в лавку. Осмотритесь, внимательно рассмотрите, что там есть — что находится на витринах, что на стенах..На полу…
Ваше внимание привлекает какой-то предмет. Посмотрите, что это? Где он находится? Что рядом с ним?
Неожиданного приходит хозяин лавки — посмотрите на него. Каков он?
Хозяин предлагает Вам взять то, что Вам понравилось. Вы берете понравившуюся вещь и выходите с ней на улицу…
Что за предмет у Вас в руках? Нравится ли он Вам?
Расскажите, как он попал в лавку? (Рассказ ведется от первого лица.)
Чего он хочет? О чем мечтает?
Чего он боится?
После этого можно предложить участникам поделиться впечатлениями.
На что следует обратить внимание:
— удалось ли клиенту представить в воображении теплый южный город? (на сколько человек свободен от собственных внутренних ограничений, насколько человек боится свободы),- как тесно стоят дома на улицах города (родительское окружение в детстве),- удалось ли увидеть окна лавочки и насколько они темны от пыли (отсутствие окон или прозрачные, не пыльные окна могут говорить о наличии депрессивного состояния) ,- сколько ступеней вниз ведут в лавку? (важнейшая информация, которая может говорить о наличии в прошлом тяжелого переживания — число ступенек = количеству лет),- каков собой хозяин лавки? Добрый он или нет? (представление об окружающем мире, в том числе — о родительских фигурах и о Боге),- какой предмет выбрал клиент? (самоидентификация),- что нового клиент узнал о себе? чем это знание поможет ему в данной конкретной ситуации?- пытался ли клиент отблагодарить хозяина или заплатить за него?- пытался ли клиент нарушить инструкцию и каким образом? (сопротивление или, напротив, проявление внутренней свободы).
Примеры проекций (материал из открытого тренинга):
— Я выбрала карманные часы…Как они попали в лавку? Их продал какой-то молодой человек, которому не хватало денег на мелкие расходы..Чего хотят часы? Чтобы их берегли, хранили в бархатном мешочке. А он, старый владелец, поцарапал их хрупкое стекло …
(девушка, 23 лет, рассталась с молодым человеком)
— Я выбрал лампу, старинную медную лампу, как в сказке про Алладина.Лампа мечтает светить — и чтобы в этом свете вся семья пила чай за столом.
(мужчина, 31 год, развод)
— Я выбрала медный поднос. Старинный. Он похож на щит… С одной стороны, это уют и дом…с другой стороны — он защитит меня от осуждения и любопытных взглядов… Чего боится этот поднос? Боится, что он останется никому не нужным. Никто не оценит эту вещь, которую выковал медник своими руками..Сколько ступенек вели вниз? Всего три...Три года назад я узнала о первой его измене…
(женщина, 35 лет, острое проживание измены супруга).
Мне представилась знакомая питерская улица. Мостовая. Не южный город.. Я выбрала напольные часы. В высоком футляре. В футляре…(слезы…)Всю жизнь в футляре…В заперти….Это не я…не я…Я не хочу так…
(женщина, 31 год. Ригидность, жесткость личностных установок, запрет на свободу действий, возможно, травматизация в детстве).
Это упражнение позволяет очень быстро соприкоснуться с проблемами, иногда вытесненными. Поэтому, возможны сильные эмоциональные реакции. Этим упражнением не стоит заканчивать тренинг или сессию.
Светлана Викторовна Говриченкова
Источник: