В середине прошлого столетия в Американской психологии доминировала идея бихевиоризма (буквально, наука о поведении). Бихевиоризмом пытались объяснить все, что только можно и нельзя.
Бихевиоризм радикально изменил взгляды учёных на психику, а предметом изучения в психологии стало не сознание, а поведение человека. (Они буквально в то время считали, что роль сознания минимальна, а вот поведение определяет все). Именно эти трудолюбивые психологи, изучающие поведение, пролили свет на вопросы любви и привязанности как важного фактора развития человеческой личности.
Photo by Daria Shevtsova from Pexels
Почему одни растут здоровыми и счастливыми, а другие нет
Бихевиористы проводили множество опытов над крысами, чтобы доказать взаимосвязь между окружающей средой и формированием мозга млекопитающих.
Считалось, что людьми движут их базовые потребности: голод, жажда, разрушение, боль и секс. Любовь и привязанность считались вторичными. В процессе воспитания детей на первый план выходило обучение. Детям необходим физический контакт? Нет, только не для бихевиориста.
Так считали многие, но психолог Гарри Харлоу был другого мнения.
Любовь маленьких обезьян
Гарри Харлоу проводил свои опыты на обезьянах, поскольку они наиболее близки к людям. Они похожи на нас в том, как обучаются, испытывают и выражают страх и чувство разочарования.
Первым, что увидел Харлоу, была привязанность маленьких обезьянок к мягким вещам, когда у них отсутствовал контакт с матерью. Обезьянки спали на мягких тряпках, и если эти тряпки убирали, детёныши обезьян испытывали приступы гнева, свойственные маленьким детям.
Он сделал вывод, что в отсутствии матери мягкие вещи, к которым можно было прижаться, были не вопросом комфорта, а главным фактором выживания.
Ранее считалось, что младенцы любят матерей за молоко, то есть потому, что их кормят. Но Харлоу заметил, что младенцы могут любить матерей за тепло и заботу, которые те дарят.
Мягкие и не очень мамы
Знаменитые опыты Харлоу (за которые его, кстати, считают садистом), были проведены с обезьянками и "суррогатными" матерями, сделанными из подручных средств.
Таких мам-кукол было две: одна только из проволоки, а вторая из куска дерева, обмотанного тряпками и со специальной лампой внутри, которая даёт тепло.
Для первой группы тряпичная мама давала ещё и молоко, а мама из проволоки — нет. Для второй группы всё было наоборот: тряпичная мама не давала молока, а проволочная была готова «накормить» кроху.
Ни смотря на подачу молока проволочной мамой, все обезьянки стремились к "мягкой" маме.
Было очевидно, что младенцы любят свою мать не за молоко. Они любят ее за телесный контакт, за "материнскую любовь".
Слепая привязанность
Когда детям страшно, они бегут обнимать свою маму. То же самое наблюдал Харлоу и с обезьянками. Только те бежали обнимать своих искусственных, мягких матерей. И даже тех, которые не давали им молока.
В любой ситуации обезьянки стремились к своим "мягким" мамам.
В первом эксперименте у искусственной мамы не было лица, только деревяшка. Детёныш прожил с ней полгода. Потом ему дали кукол с нарисованными глазами и ртом на лице. Обезьянка разворачивала головы так, чтобы не было видно лица — как у мамы.
Харлоу доказал, что для нас имеет огромное значение тесная связь, которую мы устанавливаем с нашими матерями, независимо от того, как они выглядят или насколько безразлично к нам относятся.
Несчастные обезьянки
Такие опыты закончились плохо. Обезьянки, выросшие с любыми куклами, не были социально адаптированы, не могли отличить неодушевлённый предмет от одушевлённого, проявляли агрессию и не могли ужиться с другими особями.
По мере нахождения с куклой, обезьянки не получали от нее никакой обратной связи, никаких реакций, и все время находились в изоляции.
У этой статьи есть продолжение. Подпишитесь на мой канал на B17 и на Яндекс.Дзен, чтобы регулярно получать ещё больше полезных и интересных статей.
Погребняк Анна Александровна
Источник: