Отношения между двумя любящими друг друга людьми – тема загадочная, недоступная и очень интересная для многих доброжелателей, которые постоянно пытаются помочь советом влюбленным, или просто завидуют. Чтобы разобраться в том, чем же все-таки отличается любовь от влюбленности, лучше на время подавить в себе желание давать советы и…обратиться к русской классике.
Русская классическая литература (особенно в 19 веке) вся исполнена любовью и состраданием. Именно сострадания, а не жалости, ибо без него истинной любви быть не может. Конечно, можно апеллировать к тому, что в литературе позапрошлого века – сплошь лишние или маленькие люди, изредка перемежавшиеся фигурами типа Базарова из «Отцов и детей». Судьба обошлась с ними жестоко, им и посочувствовать не грех. Что ж, как раз эти типы и помогут разобраться в теме классификации любовных отношений.
«Лишние люди» в русской литературе – это Онегин и Печорин. Как говорилось в пьесе Е. Шварца «Золушка»: «Жаль, королевство маловато, разгуляться мне негде». Онегину и Печорину тоже «негде было разгуляться», и поэтому они с переменным успехом ставили над собой и окружающими различные эксперименты, преимущественно в области чувств.
Итоги известны всем. Печорин, одной из масок которого была маска «страстно увлеченного», разбил несколько сердец, сначала уверяя сам себя, что любит, а по прошествии времени, уже не в силах испытывать настоящих чувств, уверяя женщин, что любит их. Этот тип неистребим и в наши дни, причем и в женском, и в мужском варианте. Только именуют себя «герои нашего времени» несколько по-иному: «искатели приключений» или «увлекающиеся натуры». Поэтому и стоит приглядеться к тому, кто рядом: не является ли избранник (-ца) одним из тех, кто в погоне за удовольствиями просто надевает на себя маску безумно влюбленного.
Онегин, по навязшей в зубах традиции, тоже принадлежит к «лишним людям», но все-таки это персонаж немного другого формата. Просто он на время стал идеалом для провинциальной барышни и ничего ей, по сути, не обещал. Был не такой, как все, или старался таковым казаться. Барышня повзрослела, вернулся из дальних странствий, наведших на него лишь скуку, и Онегин. И…полюбил, наконец, Татьяну. Но не за то, что она теперь стала для него недосягаема, а за то, что она — идеал женственности и красоты.
Что ж, любовь к идеалу тоже имеет право на существование. И по сей день и мальчики, и девочки, и взрослые мужчины и женщины постоянно живут в поисках идеала, совершенно забывая о том, что тот, кто находится рядом, живой человек, а не образ, исполненный положительных, с точки зрения фантазера, качеств. Так что это, скорее, влюбленность, чем любовь, так как качества отдельно от конкретного человека по-настоящему любить невозможно.
Почти всех героев Достоевского можно отнести к «маленьким людям», незаметным на общем фоне истории. Но, как говорил Митя Карамазов, в душе любого человека – и «идеал мадонны», и «идеал содомский». Иными словами, любовь-сострадание или любовь-страсть, духовное и плотское. Вопрос только в том, насколько внутренний мир человека подвержен каждому из этих чувств, и какое из них, в конце концов, возьмет верх. А настоящая любовь как раз и соединяет в себе оба этих чувства, так как полностью созвучна человеческой природе, поэтому и может длиться всю жизнь.
Кстати, о природе. Тургеневский Базаров, естествоиспытатель и грубиян в одном лице, тоже не избежал чувства, о котором поначалу отзывался с пренебрежением: природа, бывшая для него «не храмом, а мастерской», сняла с него маску. Как оказалось, и неряшливость, и грубость – все напускное, своеобразный способ защиты от внешнего мира. Что и говорить, такие типы (во всех смыслах этого слова) – не редкость в наше время. Но кто знает, может под личиной прожженного циника как раз и скрывается глубокий и тонко чувствующий человек?
Источник: