Хочу поделиться впечатлениями от работы с набором ассоциативных карт «ДОМ» Наталии Буравцовой. Эти карты в моём личном рейтинге стоят на первом месте. Есть в этом рейтинге колоды хорошие, есть очень хорошие, есть незаменимые, есть неудачные (для меня)… Эта же стоит особняком, потому что (опять же, для меня) она оказалась универсальной и при этом ошеломляющей одновременно.
Упаковка добротная – твёрдая. Нет разделителей между тремя видами карточек – я использую резинки. Полиграфия отличная. Смысловая наполненность меня удовлетворяет на 100%, не возникало желания чем-то дополнить. В то же время изображения не переполнены лишними ненужными деталями.
Цена 2000 рублей.
В колоде 72 карточки с изображениями различных домов:
150 карточек со словами и выражениями: 75 из них передают всевозможные родительские и партнёрские послания и установки,
75 карточек со словами называют различные чувства и эмоции, помогая описать словами атмосферу, царящую в Доме:
Цитата из инструкции к набору:
Согласно теоретическим концепциям, архетипический и символдраматический образ дома представляется и переживается человеком как выражение его личности, одной или некоторых ее частей. Карты, со специально подобранными изображениями домов или того, что может рассматриваться человеком в контексте дома, помогают исследовать и анализировать неосознаваемые структуры, в которые он проецирует самого себя, свои потребности, желания, побуждения, страхи тревоги, защитные установки и т.п. Представление и работа с образом дома облегчает оценку и психокоррекцию домашней ситуации ребенка.
Всё так и есть. Всякий раз, выполняя задание выбрать изображение дома, созвучное с обозначенной им проблемой, клиент без труда находит «дом, похожий на меня», и каким-то чудесным образом следующим шагом, буквально вспышкой «опознаёт» в нём дом своего детства – «ну вот же и магазин в доме…», «ой, я же в таком жила в детстве, вот наша квартира на втором этаже…» и т.п. Одна клиентка при обсуждении чувства стыда выбрала дом, похожий на её симптом – «он стоит у всех на виду, нет возможности укрыться от чужих глаз; красный цвет – это краска стыда, которая заливает лицо…» — и тут же возникает ассоциация с домом её бабушки («такой же белый с коричневой крышей»), где они летом с соседскими детьми играли в «больницу», и где ей это чувство стыда пришлось испытать в первый раз:
И такое «проваливание» в самую суть проблемы происходит настолько неожиданно и быстро, что у клиента практически всегда включается сильнейшее сопротивление – к этому нужно быть готовым при работе с набором.
Карточки со словами настолько универсальны, что я их использую довольно часто вкупе с другими колодами (например, при проработке детско-родительских отношений – совместно с портретными колодами). Очень хорошие рисунки в комфортном цветовом решении (художники Мария Машталир и Екатерина Ломакина). Картинки приятно рассматривать, они дополняют атмосферу работы какой-то «домашнестью» (и это я объяснить уже не могу).
Словом, эта колода – мой любимец и фаворит, рекомендую от всей души.
Предлагаю пример работы (публикуется с согласия клиента).
Здесь помимо ассоциативных карт «ДОМ» использованы МАК «В поисках смысла» (автор Юлия Демидова). По желанию клиентки выбор всех карточек осуществлялся в открытую.
Клиентка – женщина 48 лет, замужем, двое взрослых детей, работает в бюджетной организации.
Проблема – на работе ужесточились дисциплинарные меры – увеличилась продолжительность рабочего дня, каждый выход за пределы организации нужно согласовывать с руководителем, «отпрашиваться». Эта «привязанность» в рабочему месту ощущается клиенткой как ограничение (даже отсутствие) свободы действий и права распоряжаться своим временем (= жизнью) и вызывает сильные негативные эмоции – раздражение, протест, слезы (чувствую себя как баран на колышке). Возможным решением проблемы видит свободный рабочий график, устанавливаемый самой собой (например, работать репетитором), но в настоящее время такой вариант неосуществим – нужны дополнительные усилия на подготовку, «умение самому решать ЕГЭ на 100 баллов». Да и на этой работе при обсуждении выявилось много плюсов: работа нравится, иногда приходит чувство удовлетворения от ее итогов, зарплата устраивает, условия труда тоже.
Запрос: разобраться с чувством «баран на колышке»: "Связано ли чувство именно с этой работой, исчезнет ли оно при переходе на другую? Или оно связано со мной и перейдет на любую другую работу следом за мной?"
Ход работы:
1. После обсуждения предлагаю выбрать из набора изображений МАК «ДОМ» изображение дома, которое соответствует озвученной проблеме:
Интерпретация клиентки: дом деревянный, добротный, в нем никто не живет. Не новый, но и не совсем «древний замок». Вокруг заброшенный парк, возможно, это даже кладбище, вокруг нет жилых домов, все дома вокруг такие же заброшенные, в этом городе вообще нет людей. Свет в окнах горит потому, что за домом ухаживает Дворецкий. Ухаживает по своей инициативе, его никто не просит – «так надо», он «не переживёт», если такой добротный дом рухнет. Дворецкий тратит примерно два часа в день на работу в этом доме, ему не сложно. Если нужно будет, Дворецкий готов посвятить дому сто процентов своего времени, перевезти в этот дом свою семью, «лишь бы дом не рухнул».
В процессе происходит осознание: «это дом моего детства»; «Дворецкий – это я».
2. Далее предлагаю выбрать из набора слов-описаний те, которые соответствуют актуальной ситуации (чувства Дворецкого):
3. Выбрать из набора фраз-установок те, которые звучали в этом доме (и привели к сложившейся ситуации):
Поразмыслив, клиентка отметила: «Это слова, которые мне всегда говорила моя мама». Она и сама жила по этим установкам. Эти установки вынуждают Дворецкого "по своей воле" делать то, о чём его никто не просит.
4. Обсуждение (суть):
-Насколько необходимо Дворецкому «спасать» этот дом?»
-Он спокойно перестанет это делать, если будет кому передать заботу об этом доме.
— Что (кто) может освободить Дворецкого от этой обязанности?
– Любой человек.
— Предположим, что такой человек нашёлся. В его власти изменить послания на карточках-установках, чтобы освободить Дворецкого. Как бы он это сделал?
Далее клиентка меняет запрещающие установки на разрешающие, заклеивая надписи на карточках новыми, записанными от руки:
с этого дня ничего терпеть не надо;
никто тебя не просит о помощи;
лучше будет;
ты можешь желать себе своих желаний и удовольствий
ты на 100% сделал все нужное правильно;
можно по-разному;
все будет только лучше;
надо делать, если ты сам хочешь этого, ты уже все сделал;
это полная ерунда;
ты уже полностью, всеобъёмно, до всех глубин своего существа самостоятелен;
тебе высшие силы разрешают не делать этого:
5. Обсуждаем, что изменилось в самочувствии Дворецкого – предлагаю выбрать из набора слов-описаний те, которые соответствуют новой актуальной ситуации:
Размышления клиентки: «И правда, как нелепо выглядит позиция Дворецкого – зачем, почему нужно сберегать никому не нужный дом? Как изящно все разрешилось! Дом стал ему безразличен. Все стало понятно, встало на свои места. Я теперь удивляюсь, почему Дворецкий отстаивал необходимость бессмысленной работы.
6. Далее предлагаю обсудить новую изменённую жизнь Дворецкого: из карточек набора МАК «В поисках смысла» выбрать те, которые бы её могли проиллюстрировать. Чем теперь станет заниматься Дворецкий, получивший освобождение от обязанности стеречь дом?
Интерпретация клиентки: "Это дом Дворецкого и его семьи – он жилой и живой в отличие от первого. В этом городе кипит жизнь – рынок, цирк шапито… Эта парочка на картинке поражает меня своей беспечностью и беззаботностью (=отсутствием ограничивающих установок)– занимается любовью, где пришлось… Вот уж кому не пришло бы в голову ухаживать за каким-то домом да еще по собственной инициативе. Моя проблема была связана не с местом работы (подобные я испытывала и в других местах), а с моим нежеланием тратить свою жизнь на бессмысленную работу. А вот четвертая карточка (руки) — символ того, что любая работа, деятельность Дворецкого наполнена смыслом — а не только спасение дома. Любая его деятельность одинаково ценна и оценена Богом".
Благодарю за внимание! Буду рада, если вы поделитесь своими впечатлениями от работы с этим набором.
И.Гребельная
Инна Гребельная
Источник: