Огромное количество размышлений, статей, публикаций есть на тему депрессии. Я так же хочу затронуть эту тему, но немного в другом ракурсе. Хочу взглянуть на сторону – что происходит с ребенком, который растет в семье где один из родителей прибывает в депрессии. Влияет ли это как-то на него и что стоит ожидать.
Я буду размышлять со стороны фигуры матери, прибывающий в депрессии. Какой бы вид депрессии не был у родителя, для ребенка это будет – “явным” событием и каждый ребенок будет переносить его по-своему, с различными отпечатками на жизнь.
Я понимаю, что не смогу рассмотреть все варианты того, что возможно сможет произойти на этапах взросления всех возможных групп детей, возьму только наиболее часто встречающиеся. Возможно, при возникновении интереса к заметке, продолжу разворачивать эту тему в последующих текстах рубрики мысли_повисли.
Хочу начать с того, что при отсутствии патологий в психике ребенка, в ее развитии, она достаточно пластична и адаптивная. Но наблюдения, которые делает малыш и то, что подмечает, а также выводы к которым приходит напрямую коррелируют с окружением ребенка.
Исход 1
Ребенок смотрит на мать, которая изменила свое привычное поведение. Что ребенок чувствует? Какие желания возникают?
В этом варианте хочу рассмотреть ребенка, который при чувстве уныния и желании как-то помочь, начинает изменять свое поведения в сторону позитивного подкрепления матери. Возникает желание как-то помочь, изменить ход ситуации, повлиять на настроение.
В поведенческом смыле будут наблюдаться попытки угодить в мелочах, которые постоянно требуют, но с ракурсом самостоятельности. Вынести мусор, протереть пыль, помыть посуду и т.п. Так же желание угодить своими достижениями, яркий пример школа.
Тут вы можете сказать, так это же отлично, надо впадать в депрессию, чтобы ребенок начал быть самостоятельным. Но, такой план поведения въедается в ребенка, при унынии и столкновении с подобным во взрослой жизни у партнера, человек будет действовать – все для твоего настроения. Любое колебание настроения партнера или друга, будут вызывать чувства, схожие с желанием помощи матери в ее состоянии уныния. Обыденное описание – весельчак, клоун, которым легко манипулировать.
Исход 2
Ребенок смотрит на мать, которая изменила свое привычное поведение. Что ребенок чувствует? Какие желания возникают?
В этом варианте, хочу рассмотреть ребенка, который при чувстве уныния матери, обращает все на себя, перенося это состояние.
Часто в такой парадигме восприятия ребенка сопровождают горькие чувства, совмещённые с переживаниями о матери, находящейся в депрессии.
Изменения в поведении так же не заставят ждать – те вещи которые делал ребенок с энтузиазмом, теперь он делает менее радостно или безрадостно вообще, падает общая успеваемость, а на поверхность начинает вылезать чувство вины.
Чувство вины возникает, основываясь на том, что ребенок думает о том, что это он повлиял на состояние мамы, из-за того, что был недостаточно хорош. И это за собой может повлечь более серьезные проблемы. Во взрослом возрасте часто такие дети могут страдать синдромом импостера, с сильными когнитивными искажениями (часто появляется поляризованное мышление).
Исход 3
Ребенок смотрит на мать, которая изменила свое привычное поведение. Что ребенок чувствует? Какие желания возникают?
В этом варианте, хочу рассмотреть ребенка, который при чувстве уныния матери, пытается выйти на контакт, делиться чувствами и получать отклик.
Ребенок испытывает беспокойство по поводу изменения поведения матери, всячески пытается это показать и обыграть. Возможный исход будет демонстрация девиантного поведения, с обращением внимания на себя. Но столкновения будет лишь с “безжизненой” стеной или агрессией, что так же становится шагом для развития у ребенка избегающего расстройства.
Родитель находящийся в депрессии, в состоянии где нет сил дать эмоциональный отклик, уставая от общения и ухаживания за ребенком (тратя как будто все последние ресурсы) возводит стену, ограничивающую действия ребенка с эмоциональной стороны. Таким образом ребенок чувствует эмоциональное пренебрежение и комплексно развивается стойкое чувство – что его эмоции — это плохо и именно они заставляют родителя быть в унынии….
Я описал три возможных исхода, которые не охватывают весь спектр возможностей развития детей, а также не говорит о том, что депрессия — это обязательно так. Мои случаи — это выстроенные защиты, которые будут с ребенком во взрослой жизни. Чаще бывает так, что дети вырастают вне патологической системы и развиваются в своем привычном, “нормальном” темпе.
Станислав Маланин
Источник: