Американский психоаналитик Ненси Мак Вильямс называет такую структуру личности пораженческой или саморазрушительной. Она указывает в своей книге «Психоаналитическая диагностика» на то, что человек мазохистического склада терпит боль и страдает в надежде на последующее благо или на предотвращение больших страданий.
Мы можем проследить, как некоторые государственные идеологии способствуют формированию подобной структуры личности. Например, такие установки, как «мы идем в светлое будущее, но надо подождать» подразумевают, что надо хорошенько помучиться и потерпеть различных лишений, чтобы когда-то, может, и не при нашей жизни, наступило это неизвестное и непонятное светлое будущее.
Хотелось бы так же отметить некоторое особое отношение к людям, пережившим голод, холод, войны, смерти близких, экономическую блокаду, продовольственную блокаду, голодные психозы и т.д. Кто для нас эти люди, и выжившие, и погибшие? Конечно, герои. Герой возвышается над общей массой людей, тех, кто эти ужасы не прожил. Наш герой прошел адское месиво, надорвал свое здоровье и психику, чудом выжил, если выжил. Но разве герою положено просить о помощи, требовать компенсации у государства за перенесенное безумие, открыто говорить людям о своей боли и изуродованной жизни, требовать квалифицированного расследования и последующего наказания виновников трагедии, от которой он и/или его близкие пострадали? Нет, герою положено мужественно переносить выпавшие на его долю страдания, стойко сносить удары судьбы, для себя ничего не прося и не требуя. Культ героизма и испытаний очень выгоден для власти, не так ли?
Спускаясь ниже, на уровень семьи, так же можно отметить потребность некоторых людей в трудной, полной испытаний жизни. Ненси Мак Вильямс описывает случай девочки-школьницы, у которой тяжело заболела мама. Девочка полностью посвятила себя уходу за больной матерью, забыв об учебе, подругах, простых девичьих развлечениях. Данное поведение подкреплялось горячей похвалой бабушки, что сформировало установку на всю жизнь – «заботиться о другом, забыв о себе, — хорошо и правильно, за это тебя принимают и уважают». Бабушка, конечно, неосознанно и не со зла, закрепила будущее самопораженческое поведение у внучки.
Подходя к тому, что мазохистические установки формируются и закрепляются в детстве, попробуем ответить на вопрос, как же бабушка могла помочь своей внучке справиться с тяжелейшей психотравмирующей ситуацией маминой болезни? Например, бабушка могла сказать внучке, что в произошедшем с мамой нет ее вины, поговорить о маминой болезни и лечении, обозначить внучке, как теперь будет выстраиваться их жизнь с учетом новых обстоятельств. Бабушка может обозначить внучке, что ее ответственность – хорошая учеба, посещение кружков, необходимый отдых – прогулки, общение с одноклассниками. Заботу и уход за мамой организует взрослый человек – бабушка, иногда, возможно, привлекая внучку. Далее бабушке следует проанализировать ресурсы семьи, к кому из родственников и близких можно обратиться за помощью. Кто-то поддержит семью материально, кто-то – найдет слова, кто-то порекомендует хорошую сиделку и т.д. Если же ситуация в семье складывается таким образом, что ребенок вынужден брать несоразмерную для него нагрузку, бабушка может поддержать ее, например, словами: «Мне жаль, что тебе приходится это переживать, и я не в силах помочь тебе», поощрять внучку говорить о своих чувствах, об усталости и раздражении, принимая их и не осуждая.
Еще один аспект формирования мазохистического характера в детстве – внимание и невиданная забота родителей в моменты болезни ребенка, его плача и других страданий. Например, поведение родителей довольно функционально, без особого эмоционального тепла. Но стоит заболеть…. И ребенок купается в родительской ласке и теплоте. В таких ситуациях может закрепиться и мазохистическая структура личности, и психосоматизация (развитие заболеваний в качестве психологической защиты).
Каким образом человек с мазохистической структурой выстраивает личные отношения? Он очень много делает для своей второй половины, но только то, что он, мазохист, считает необходимым. Для себя ничего не просит. Мазохист даже и не знает, чего он хочет, так как приучен с детства не осознавать и не чувствовать своих потребностей. Служит в отношениях мазохист не бескорыстно. Он ждет глубокой сердечной благодарности, сильно оскорбляясь, когда не получает ее. Партнер же искренне может не понимать, за что он должен падать в ноги, когда не просил об этой услуге и она ему вовсе не нужна.
Мазохист не может прямо адресовать свою просьбу. Любые просьбы унижают его достоинство. Ведь он столько делает для партнера, для их отношений. Неужели не догадаться, что мне это нужно? Партнер, не обладая телепатическими способностями, догадаться способен не всегда. Далее следует обида мазохиста. Вину перед ним искупить невозможно. Мазохист будет держаться за свои обиды и страдания, тем самым манипулятивно управляя партнером.
Мазохист может вступать в отношения, где его не уважают, не любят, презирают и оскорбляют. Он терпит не потому, что ему нравится, а чтобы избежать большего страдания – одиночества. Мазохист крайне не самодостаточен. В одиночестве ему страшно, больно и пусто. Своих потребностей у него нет. Он может только пытаться удовлетворять чужие.
Мазохист может упахиваться на работе не приносящей удовлетворения, профессионального развития, получать копейки, терпеть бесконечные потоки критики руководства; но держаться за эту работу из последних сил.
Мазохист может прибегать к пассивной агрессии. Прямо агрессию он проявить не в силах, но может, например, спровоцировать партнера по общению, на агрессию, тем самым получив порцию страдания и снизив свою тревогу.
Тревога – постоянный спутник мазохиста. Тревога повышается, когда в жизни все относительно гладко, срочно нужно продемонстрировать обиду или спровоцировать скандал. Тревога повышается, когда мазохист отдыхает. Отдыхать – стыдно и неправильно, мазохист должен круглосуточно быть трудолюбив.
При такой напряженной внутренней жизни, какие же радости (вторичные выгоды) получает наш мазохист?
— Внимание окружающих, их регулярные поглаживания и сочувствие или восхищение мужеством и стойкостью перенесения испытаний;- Снижение тревоги с помощью двух основных установок: «Я пострадаю сейчас, а потом мне воздастся» и «Я сейчас уже получил свою порцию страдания, дальше можно расслабиться».- Закрепление своей правоты в глазах окружающих и своих собственных. Мазохист всегда прав, несправедливо обижен судьбой, поучает упреки и неблагодарность со стороны своих близких. То обстоятельство, что мазохист сам проявляет пассивную агрессию, окружающим не видно.- Снижение ответственности за совершенные ошибки или неблаговидные поступки. Проявляться это может, например, в таких высказываниях: «А что же вы хотели? Я не сплю, не ем, не отдыхаю. Вот я и не смог выполнить качественно свою работу!» или «Ты еще хотел от меня поддержки? Я же и так столько сделала для тебя!»- Возвышение над окружающими, гордость за свои страдания, преподнесение своего опыта, как уникального и неповторимого.
Андриянова Тамара Теймуразовна
Источник: