Познание окружающего мира невозможно представить без деятельности процесса мышления. Мышление, рождаясь в проблемной ситуации, позволяет не просто ее решить, но и постепенно само в процессе решения переходит на качественно новый уровень своего развития
Осознанная жизнь невозможна без различного рода выборов решений в той или иной сложившейся ситуации. Человек постоянно не просто выбирает, он сталкивается с ситуациями, обстоятельствами, новыми для него.
Необходимость поиска нужной информации не просто активизирует познавательную стратегию, она является стимулом интеллектуальной активности. Иначе говоря, механизм мышления основан именно на возникновении какой-либо проблемы, ситуация возникновения которой является дискомфортной для человека.
Возникновение проблемной ситуации обычно связано с недостаточностью имеющейся информации, то есть своего рода анализ проблемы провоцирует на поиск новых знаний. Для того, чтобы объект, вызвавший проблемную ситуацию, рассмотреть по-новому, необходимо акцентировать внимание на его сторонах, которые раньше не были замечены. Это возможно посредством синтеза, то есть соотнесения выбранного предмета мышления с другими подобными объектами.
Соотнесение анализа через синтез является одной из важнейших закономерностей мышления, которое провоцирует познавательной исследование выбранного объекта. Мышление невозможно без подтверждения его обоснованности.
Любые происходящие события имеют под собой основу, вытекая из каких-либо обстоятельств. Это позволяет человеку в большинстве случаев контролировать ситуации, прогнозировать их разрешение и направлять действия в необходимое русло.
Еще одной закономерностью мышления является селективность, то есть способность интеллекта осуществлять отбор именно тех знаний, которые актуальны в данной конкретной ситуации. Селективность невозможна без антиципации, то есть прогнозирования в развитии событий.
Решая проблемную ситуацию, человек постоянно оценивает самого себя и свои решения, то есть проводит рефлексию, которая способствует выбору адекватного решения и развитию субъекта в личностном отношении.
Источник: