психология

Механизм ОКР. Рационализм и интуиция.

Мы ( авторы книги " Обмани свой мозг") попытались показать почему при ОКР человек понимает ненужность, чрезмерность и порой неадекватность своего поведения, но прекратить его не может, без последствий для эмоционального состояния.

РАЦИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ И ИНТУИЦИЯ.

 

Сегодня есть разные взгляды на природу ОКР и разные подходы к решению проблемы. Если смотреть на природу ОКР, исходя из принципов когнитивной теории, то первичной мишенью будет когнитивная функция.  Если из психоаналитической, то мишенью будут бессознательные процессы, сформированные в детском возрасте.  Если метод основан на работе с чувствами, то мишенью будут чувства и так далее.

  Все подходы к описанию проблемы и вытекающим из них способов их решения, имеют редукционистский характер. То есть, все они основаны на объяснении целого через сумму его частей, путём рационального анализа.

  Редукционистский подход активно проник в науку, благодаря философии Рене Декарта. Современный подход к пониманию психологических проблем основан на этом самом редукционистском постулате: всё должно иметь убедительные рациональные доказательства. Этот подход к познанию мира стал основополагающим принципом, быстро завоевал популярность.

  Но можем ли мы использовать только редукционизм и его рационально аналитический инструмент познания для понимания сущности психических процессов и их механизма функционирования? Кроме рационального аналитического способа мышления, человеку присущ и другой тип мышления — холистический. Рационализм не возможен без аналитического мышления, также, как и холизм без интуитивного. Интуицию невозможно описать с позиции редукционизма, она подчиняется другому принципу, антиредукционистскому, когда целое больше суммы его частей. Интуицию, которую Декарт не мог описать (проанализировать) с позиции своего рационализма, называл "естественным светом разума".

 Декарт считал, что интуиция — это врождённая способность человеческого разума. В "Правилах для руководства ума" Рене Декарт писал:

 «Под интуицией я подразумеваю не шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение плохо слагающего воображения, а понимание ясного и внимательного ума, настолько лёгкое и отчётливое, что не остаётся совершенно никакого сомнения в том, что мы разумеем; или, что то же самое, несомненное понимание ясного и внимательного ума, которое порождается одним лишь светом разума и является более простым, а значит, и более достоверным, чем сама дедукция» .

 Исходя из вышесказанного, мы полагаем, что в мыслительном процессе есть два способа мышления, которые существуют вместе, влияют и дополняют друг друга. Рациональный аналитический и логичный, как способ существования и познания мира разумом, и интуитивный холистический и нелогичный, как инстинктивный регулятор приспособления к условиям существования.

  Это объясняет тот факт, что при рациональной оценке последствий содержания навязчивых мыслей, пользы или вреда ритуалов, человек осознаёт и признаёт их чуждость, нелепость, абсурдность, но сделать ничего с этим не может.

  В чём проблема? Проблема в том, что человек на уровне рациональной логики всё понимает и полностью осознаёт, но интуитивно все равно боится.

  Как мы показали выше, интуиция не связана с сознательным пониманием или непониманием. Это "субстанция" высшего порядка. Она не логична, а инстинктивна. Пока есть то, что влияет на интуитивную оценку последствий, рационализм не будет реализован, как бы рационально и логически мы не воспринимали ситуацию.

  Применительно к нашей теме, мы хотим сказать, что крайне сложно, а иногда и невозможно действовать из позиции вмешательства на отдельную часть проблемы, без учета её влияния на другие части. То есть, невозможно сделать так, чтобы изменения в одной составляющей сразу привели к изменению всей системы. Воздействие на какую-либо часть сначала должно способствовать изменению во всех остальных частях, и только совокупность всех изменений приведёт к изменению целого.

 Чтобы понять, на какую часть проблемы воздействовать лучше всего, чтобы эффективнее её решить, или решить в принципе так, чтобы это воздействие влияло на все составляющие, мы отойдём от любых теорий и посмотрим на проблему ОКР без понимания  её причин, значения и смысла.

 

Условно, разделим ОКР на составные части. …..

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧИТАЙТЕ В КНИГЕhttp://nikbook.ru/product/razuvaev-v-manukhin-m-obmani-svoy-mozg-obsessivno-kompulsivnoe-rasstroystvo

Разуваев Валерий Юрьевич

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...