Многие исследователи и практики в сфере менеджмента и карьерного роста утверждают, что успех в работе зависит не только от наличия профессиональных компетенций, но и во многом от умения налаживать связи, отношения, гибко управлять командой, умением вести переговоры, находя общие интересы. Так ли это на самом деле?
В начале ответим на вопрос что такое софт скилс и какие они бывают?
Мягкие навыки, представляющие собой, личные качества человека, которые постепенно становятся профессиональными и позволяют работнику гармонично и эффективно взаимодействовать с другими людьми, справляться со своими обязанностями. Вступать в профессиональные отношения для реализации деловых задач.
Все гибкие навыки подразделяются на две больших группы:
• Личные навыки сюда входят: ответственность, честность, самодисциплина, управление временем, креативность мышления, оптимизм, этикет, хорошие манеры, логичность мышления, общительность, сочувствие, управление личными финансами и так далее.
• Межличностные навыки: умение работать в команде, способность слушать и слышать других людей, лидерство, уважение к другим людям, учтивость, сочувствие, умение аргументировать свое мнение, налаживать обратную связь с оппонентом и так далее.
Существуют категории профессий по предмету труда человек и человек где профессиональные навыки, это коммуникация и отношения. Например, продавец, менеджер, журналист, психолог, официант, учитель, врач и т.д. В процессе работы навыки и умения общаться профессионализируются и становятся ПВК (профессиональными важными качествами). Умения вести дискуссии, проводить планерки, контактировать с клиентами, управлять аудиторией. В коммерции тем более развитые мягкие навыки являются источником финансового благополучия: больше сделок, больше денег. Если его работа связана с торговлей, переговорами, управлением, то руководство заинтересованно в развитии персонала, организации постоянного обучения.
Вместе с тем существуют огромное количество профессий, где коммуникация стоит даже не на третьем месте: программист, инженер-проектировщик, архитектор, администратор баз данных, бухгалтер и т.д.
И в данном случае хочу поделиться своим опытом, когда проблемы отношений становились камнем преткновения условием увольнения с работы. Например, человек может быть хорошим системным администратором, знать работу, уметь многое делать, но отношения с руководителем могут не складываться в силу отсутствия вот этих мягких навыков. Что может стать причиной допустим увольнения. И такие случаи не редки когда хорошие специалисты имеют проблемы именно в развитии мягких навыков, которые они становятся их узким местом. У менеджеров по персоналу есть такая поговорка: «Человека берут на работу из-за компетенций, а уходит он из-за отношения».
Еще одним ярким примером являются умения адаптироваться в новом коллективе, которые входят в категорию мягких навыков. Особенно когда для молодого специалиста он первый или один из первых. Безусловно, в любом коллективе, на мой взгляд, должны быть отработаны механизмы адаптации «новеньких», условия способствующие развитию личных отношений между членами коллектива. Но если этих навыков нет у самого человека, то он легко может, с учетом нашей культуры, становиться изгоем или тем, на которого сбрасывают всю рутинную «ненужную» работу.
Навыки адаптации в новом коллективе, умение гибко вступать в коалиции и микро группы внутри коллектива, решать конфликты либо умело от них уходить, все это входит в категорию мягких навыков и этому не учат в колледжах и институтах. Развитие «софт скилс» ложиться целиком и полностью на человека. Труднее всего здесь становиться молодому специалисту, покинувшему студенческую скамью. У него, как правило, есть большие теоретические познания, но практический опыт отсутствует. Здесь мы можем обратиться к моделям де компенсации.
P/s. Продолжение в следующих статьях.
Автор психолог-консультант Нодар Кикава
Кикава Нодар Суликович
Источник: