Я готовлю на кухне ленивые вареники. Это — "семейное" блюдо. В детстве их готовила мне мама.
Я думаю о том, сколько еще вареников я успею приготовить. Сколько уборок, поездок, чередования работы и отдыха, новых впечатлений и переживаний о прошлом мне предстоит? Скольких я встречу, обижу, смогу порадовать или оставлю равнодушными? Я думаю о том, какой большой замысел может быть скрыт в маленькой суете повседневности; о том, какой миссии я служу, и могу ли ее выбрать.
Неделя началась с известия о смерти. Подруга сразу двух поколений нашей семьи отправилась в свое последнее путешествие.
Кто-то знал ее Танмайей, кто-то — Зоей Ильиничной. Она была рядом 25 лет. За это время вырастают дети. Это дольше, чем существуют многие союзы.
Ее миссией было вдохновлять других собственным примером. Нет, она не была идеальной — она была настоящей.
Она от души любила жизнь, чувствовала ее биение ежедневно, и доверялась ему. Она щедро делилась огнем жизнелюбия с теми, кому повезло оказаться рядом, будь-то день или годы.
Я вижу в этом ее предназначение, которое ей удалось исполнить сполна.
Что же такое жизненная миссия?
Мне кажется, что миссия — это социальная проекция биологических (или витальных) программ в динамике. Она учитывает время и место, генетические особенности и личностные свойства человека, а также каждое его взаимодействие со средой.
Сложно организованное человеческое общество требует разделения способностей его индивидов для поддержания гомеостаза всей популяции.
В каждой семье имеет место генетическое и социальное разнообразие. По мере взросления индивидов биосоциальные роли еще больше дифференцируются, и закрепляются за каждым, становятся не просто набором обязанностей или последовательностью действий, способом выживания, самореализации, профессией и приобретаемым статусом, но образом жизни и ее целью (миссией). Каждый ищет и часто находит свое место под солнцем.
Думаю, не слишком фантастическим будет разделить миссии на:
— продуктивные и репродуктивные,
— созидательные и разрушительные,
— широко распространенные и узкоспециальные.
Продуктивные миссии представляют собой создание продукта (будь-то новая компьютерных игр или лекарство от рака), деятельность на благо человечества или во вред ему (т.к. вред также может считаться продуктом). Репродуктивные миссии представляют собой рождение и/или воспитание детей, репликацию/пересказ родовых программ.
Созидательные миссии направлены на создание полезного современникам продукта. Для последующих поколений он (продукт миссии) может сыграть неоднозначную или деструктивную роль (как это случилось с антибиотиками и расщеплением урана). Разрушительные миссии вносят хаос в настоящее, но могут сыграть полезную роль в будущем. Или не сыграть.
Широко распространенные миссии можно встретить повсюду. Примерами их являются врачевание, просвещение, техническое обеспечение жизнедеятельности. Узкоспециальные (чаще всего) требуют сочетания подходящего времени и набора редких личностных качеств или высокой интенсивности их проявления. Много ли нужно миру великих композиторов, фанатичных пророков, жертвенных героев и великих полководцев? Сдается мне, что в наше время Мартину Лютеру Кингу было бы нечем заняться, а Наполеон вполне мог погрязнуть в World of tanks, т.к. их личности не являются "валидными" запросу современности.
У многих миссий есть также три уровня проявлений:
1. ученик/посредственный исполнитель,
2. мастер своей миссии/виртуоз,
3. учитель,
где каждый со временем определяется с тем, сколько уровней ему по силам пройти.
Многие способны совмещать несколько миссий в течение жизни. Например, растить детей, и быть эффективными в своем профессиональном призвании, иметь постоянное дело, и одновременно блистательно преуспеть в творческом хобби, совмещать разрушительные и созидательные миссии, быть одним из многих исполнителей повсеместно распространенной миссии, и вместе с тем, быть единственным носителем неповторимого предназначения.
Для того, чтобы проанализировать и уточнить свою миссию/миссии, вам понадобится перевернуть Дилтса вверх тормашками и затем вернуть на место. Не думаю, что он обидится, т.к. все произойдет фигурально. Результатом станет фигура наподобие песочных часов.
Последовательно задайте себе нижеследующие вопросы, и постарайтесь ответить без лукавства.
1. Уровень окружения. Как я выгляжу в глазах окружающих? Что я имею?
2. Уровень поведения. Что я делаю? Как я выражаю себя вовне?
3. Уровень компетенции. Как я использую свои возможности,
способности, знания, умения, навыки. Каким образом?
4. Уровень ценностей. Каковы мои убеждения?
Во что я верю? Что важно, ценно и почему?
5. Уровень идентификации. Кто я такой?
С кем я себя идентифицирую?
6. Уровень миссии. Зачем
я здесь? Ради чего?
***
6+. Уровень потенциала
миссии. Что еще я могу, где предел?
5+. Уровень развития идентификации. Где
мое "Я" мечты? Какова моя наилучшая ипостась?
4+. Уровень развития ценностей. Что может быть важнее
того, что важно сейчас? Как я могу отфильтровать убеждения,
оставив полезные, отвечающие целям и ценностям моей миссии?
3+. Уровень развития компетенции. Что еще я могу узнать, освоить,
какие способности развить, а от каких — отказаться, в рамках миссии?
2+. Уровень изменения поведения. Что можно улучшить, от каких привычек
стоит отказаться? Какая модель поведения будет приоритетной ради миссии?
1+. Уровень влияния на окружение. Как я могу вдохновить свое окружение моей
миссией? Как я могу получить помощь и поддержку, понимание в моем окружении?
Надеюсь, вы найдете ответы. Вместо вывода хочу пожелать тем, кто находится в поиске миссии, своего пути, — найти самые солнечные тропы, и самому стать путеводным Солнцем для других.
Говорят: "Что посеешь, то и пожнешь". Не люблю эту пословицу за ее назидательный тон. Но знаю, что когда сеешь что-то, именно это и всходит. И я знаю, что если посеять хорошие цветы, то те, кто придут следом, будут рады увидеть мир чуточку более цветущим.
Данута Волчанина
Источник: