психология

Мнение психолога о скандале в «Голос-Дети». Часть 1. Валерий Кузаков.

Эту статью я посвящаю психологическому анализу событий, случившихся на  популярном шоу-проекте "Голос-Дети-2019". Сразу после его окончания в социальных сетях интернета разгорелись бурные страстные дебаты из-за признания победительницей шоу Микеллы Абрамовой, оказавшейся  внучкой нефтяного магната, бывшего вице-президента нефтяной компании "Лукойл", и одновременно дочерью известного банкира и российской поп-певицы Алсу Сафиной. 

 

I. ВАЛЕРИЙ КУЗАКОВ

Сезон "Голос-Дети-2019" складывался крайне неудачно. По сравнению с предыдущими сезонами, выступавшие на "слепых прослушиваниях" дети почему-то не слишком выделялись музыкальной талантливостью, профессиональной подготовленностью или яркой харизмой. Все юные участники шли ровно, примерно на одном уровне, резкой разницы между ними заметно не было, как будто их уже заранее отфильтровали и подогнали под один стандарт, примерно одинаковый профессиональный уровень.

Будущие наставники юных талантов выглядели скучающими и откровенно раздраженными. Валерий Меладзе был хмурым и пасмурным, Пелагея — гораздо менее непосредственной и эмоционально лучистой, чем привыкли ее видеть зрители. Более-менее спокойно вела себя лишь новая наставница Светлана Лобода, принимавшая участие в этом качестве в шоу-проекте впервые. Ей было любопытно происходившее, и в ее глазах иногда искрой вспыхивал интерес к происходящему.

Итак, "слепые прослушивания" шли одно за другим, наставники внимали выступавшим друг за другом детям, периодически нажимали на кнопки и затем говорили им юным исполнителям о своих впечатлениях от их выступлений, каждому подбирая какие-то доброжелательные слова. Но перекидываясь в перерывах между собой парой-тройкой фраз, делясь впечатлениями, наставники были непривычно сдержанны и скупы на эмоции. Даже подколки старавшегося Дмитрия Нагиева их в этот раз не заводили, не выводили их из "полумертвого" состояния. Наставники вели себя так, как будто они находятся не на живом музыкальном конкурсе, а "отбывают срок" на каком-то скучном производственном заседании с заранее известной повесткой. 

Когда на сцену вышел и запел 10-летний Валерий Кузаков, скучавшие до этого наставники резко изменились в лицах. Мальчик с оперным голосом пел светлую лучезарную песню «Santa Lucia», и с каждой пропетой им нотой наставники цепенели все больше и больше.  Наиболее импульсивная Пелагея в один миг даже перегнулась вся чуть ли не пополам, как будто у нее вдруг резко схватило живот.

Пелагея

Пелагея вообще, как давно убедились уже все зрители, по своему характеру очень импульсивная и эмоциональная. По ее мимике и жестам очень легко догадаться, что она чувствует и думает. Сама Пелагея явно знает об этой своей черте, поэтому у нее есть привычка закрывать рукой свое лицо, когда она хочет скрыть свои настоящие чувства. 

Обратите внимание, какое напряженно-серьезное лицо у Пелагеи, слушающей Валерия Кузакова. На фотографии хорошо видно, какую думу горькую она думает, как она яростно борется с какими-то противоречащими друг другу мыслями, как принимает внутри себя непросто дающееся ей решение.

И в конце концов Пелагея решает исход своей внутренней борьбы быстрым нажатием треклятой кнопки и стремительным отворотом себя от нее, разворачиванием себя и своего тела на 180 градусов — лицом к 10-летнему мальчику, поющему неаполитанскую народную песню о путеводной звезде. 

Обратите внимание еще на одно фото. Здесь Пелагея уже нажала кнопку и развернулась к мальчику. Но в своих эмоциях она еще частично находится там, рядом с кнопкой. Пелагея еще захвачена борьбой, и, посылая мальчику жест поддержки "Молодец! ты крут! Так держать!", она одновременно готовится и к предстоящей ей позже борьбе — борьбе за отстаивание своего права делать независимый от чьих-либо указок выбор: "Враг не пройдет! No pasarán!"

 Меладзе

В это же самое время происходит какой-то странный "роман без взаимности" с красной кнопкой у Валерия Меладзе. Кнопка страстно тянет и манит к себе и его взгляд, и руки. Но Меладзе мужественно и стойко борется с возникшим влечением. Кнопка одновременно и притягивает его к себе, и отталкивает, как будто ее нажатие может грозить обладателю рук какими-то очень серьезными неприятностями.  

 

Уже и Пелагея нажала кнопку и повернулась к Валерию, и мальчик почти закончил петь, а Меладзе так и не сумел прийти в себя от испытанной им фрустрации. Локти себе кусать он все же не стал, но за ухо себя оттаскать попытался.  

Лобода

Чесались руки нажать кнопку и у Светланы Лободы. Но и она не сумела преодолеть внутри себя какой-то таинственный запрет и все же нажать на эту злосчастную кнопку.

 

Итог "слепого прослушивания" Валерия Кузакова

Когда мальчик закончил петь, все три наставника встали и с возгласами "Браво!" начали аплодировать ему стоя:

А после окончания аплодисментов зрительного зала и жюри Пелагея сказала Валерию очень загадочные слова: "Я ждала Вас, молодой человек!!!" И, конечно, можно только догадываться, что именно Пелагея имела в виду на самом деле. Но любому сколько-нибудь проницательному человеку должно быть также ясно, что вряд ли Пелагея таким оригинальным способом признавалась в получении взятки и она ждала мальчика, чтобы ее отработать. Скорее наоборот, Пелагея хотела сказать, что очень ожидала любого талантливого ребенка, который даст ей шанс внутренне освободиться, которому можно было бы отдать свой голос с чистой совестью и спокойной душой. 

Финал

Так 10-летний мальчик с оперным голосом Валерий Кузаков вошел в группу Пелагеи.

И мы теперь можем только гадать, что же последовало дальше, за кулисами сцены: 

1. Была ли вызвана за свою импульсивность и своевольство Пелагея "на ковер" к руководству проекта?

2. Был ли ей предъявлен ультиматум типа: "Сама заварила кашу, сама и расхлебывай!"??

3. И был ли выбор для Валерия провальной финальной песни "Как молоды мы были" грубой профессиональной ошибкой Пелагеи как наставника или вынужденным выполнением ею указания сверху, подкрепленного ссылками на контракт, в котором наверняка прописаны пункты о денежных неустойках при отказе от выполнения распоряжений начальства??? 

Валерий Кузаков прошел в финал. Но там он неожиданно для зрителей исполнил песню, которую явно плохо знал и плохо чувствовал. Песню очень взрослую и ностальгическую, которая абсолютно не соответствовала ни его вокальным данным и школе пения, ни его возрасту, ни его жизнерадостному характеру. 

10-летнего мальчика взрослые дяди и тети заставили петь песню об "ушедшей молодости". Уже на середине исполнения Валерий стал угасать, чувствуя, что в этот раз не заряжает зал. К концу песни мальчик уже практически потух, сдулся. Его  щеки раскраснелись от волнения, а глаза были влажными от слез.

В итоге Валерий Кузаков по итогам официальных данных "зрительского голосования" занял только третье место. Без сомнения, если бы мальчик исполнил на финале свою солнечную "Санта-Лючию" или что-то близкое по стилю, он поднял бы и весь зал, и телевизионную аудиторию. И, скорее всего, опередил бы с большим отрывом Микеллу Абрамову. 

Но произошло так, как произошло. "Просто так" ли, или по чьему-то умыслу — каждый читатель и зритель может решить сам. Мама финалиста детского «Голоса» Валерия Кузакова в интервью журналистам сказала следующее: «Если Абрамовых устраивает победа с такой оглаской — это их право». А в песне, которую исполнял Валерий, звучали такие слова: "Ничто на земле не проходит бесследно …" 

 

Автор статьи: психолог Ольга Владимировна Меньшенина, директор Центра психологического здоровья и социально-правовой поддержки "МИР", г.Казань.

Меньшенина Ольга Владимировна

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...