Продолжаем разбираться в сущности конфликта.
Чтобы не попадать в конфликтную ситуацию или успешно находить выход из неё, необходимо понимать сущность происходящих процессов, понимать, каковы стороны конфликта и с какой целью они в него вступают.
В конфликтологии существуют две модели описания конфликта: структурная и процессуальная.
Структурная модель анализирует условия, лежащие в основе конфликта и определяющие его динамику.
Существуют следующие структурные элементы конфликта:
1). Стороны конфликта — это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.
Р. Дарендорф к субъектам конфликта относит три вида социальных групп.
— Первичные группы – непосредственные участники конфликта, которые находятся в состоянии взаимодействия по поводу достижения объективно или субъективно несовместимых целей.- Вторичные группы, которые стремятся быть не замешанными непосредственно в конфликте, но вносят свой вклад в разжигание конфликта. На стадии обострения конфликта они могут стать первичной стороной.- Третьи силы, заинтересованные в разрешении конфликта.
2). Предмет конфликта — это объект, из-за которого возникает конфликт.
Предметами конфликта становятся ресурсы. Подробно о них здесь.
3). Образ конфликтной ситуации — это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.
4). Мотивы конфликта — это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).
5). Позиции конфликтующих сторон — это те требования, которые они предъявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.
Процессуальная модель описывает динамику конфликта, возникновение конфликтной ситуации, переход конфликта из одной фазы в другую, формы конфликтного поведения, конечный результат конфликта.
Конфликт в процессе своего развития проходит 4 стадии. Внутри этих стадий существует ряд фаз.
1. Предконфликтная:
- — Латентная фаза — формирование конфликтной ситуации – обострение противоречий в результате появившегося резкого расхождения интересов, ценностей и установок субъектов конфликта. В этой фазе происходит бессознательное накопление эмоционального напряжения, раздражения и злости, она может быть довольно затяжной.
- — Инцидент или повод – внешнее событие, в результате которого конфликтующие стороны начинают действовать. В этой фазе происходит переход конфликта из латентной формы в открытую.
2. Конфликтная:
- 1). Формирование установки на борьбу и формирование «образа врага». В этой фазе четко обозначаются стороны конфликта, происходит осознание противоречий и выработка стратегии действия.
- 2). Фаза острых разногласий. В этой фазе действия конфликтующих сторон можно разделить на две группы.
- -В первую группу входят открытые действия: словесные прения, применение физической силы, психологическое и экономическое давление и т.д. Такие действия носят враждебный и агрессивный характер.
- — Во вторую группу входят скрытые действия противоборствующих сторон. Борьба ведется завуалированно, но, тем не менее, чрезвычайно активно. Преследуется цель навязать «врагу» невыгодный ему образ действий и одновременно выявить его стратегию. Один субъект конфликта старается навязать другому такую информацию, которая заставит этого другого действовать так, как выгодно тому, кто передал эту информацию.
На этом этапе характерным является наступление критической точки конфликта, в которой достигается максимальная острота и сила борьбы субъектов конфликта.
3. Разрешение конфликта:
- — Диагноз причин конфликта — выявление объективно существующих противоречий, интересов, целей;
- — Достижение взаимной заинтересованности в преодолении противоречий в результате признания интересов каждой из сторон;
- — Совместный поиск путей преодоления конфликта.
4. Послеконфликтная — окончательное урегулирование противоречий.
Теперь разберём в соответствии с этими моделями следующий конфликт:
Структурные элементы конфликта:
1). Стороны конфликта:
Первичная группа:
— мужчина и Агата
Вторичная группа:
— Ульяна — сестра Агаты, именно она программирует поведение мужчины в конфликте, у неё буквально ведущая роль.
Третьи лица:
— мама с одной стороны и жена с другой. Почему жена, а не сам мужчина? Да, потому что кольцо принадлежит ей, и ещё не факт, что его купил муж. Оно могло появиться у неё из других источников, например, подарок родителей, или это её личное приобретение. И даже если его купил он, всё равно в данном случае получается, что муж украл кольцо у жены, чтобы произвести впечатление на свою любовницу.
Мама с дочками — это отдельная история. Как сейчас принято говорить, амазонки. И в данном случае группа амазонок, возглавляемая мамой, под её безупречным командованием. Своей собственной жизни нет ни у кого, они едины в своей цели — изъятие витальных ресурсов других семей. И не факт, что эта семья единственная у них в разработке.
И в итоге получается, что сторонами данного конфликта являются две семейные системы:
— мама с дочками с одной стороны и муж с женой — с другой.
2). Предмет конфликта:
Витальные ресурсы семьи этого мужчины вообще, и в частности — капитал семьи в виде кольца с драгоценными камнями, которое принадлежит жене.
3). Образ конфликтной ситуации:
— со стороны амазонок: мужчина должен платить за то, что пользуется красотой и молодостью девушки, а он этого не делает и поэтому необходимо с помощью мошенничества эту плату изъять самостоятельно,
— со стороны мужчины: я вожу её по ресторанам, говорю о любви, оплачиваю номер в гостинице/квартиру, дал поносить кольцо жены, ведь знает, что от жены я не уйду, она просто выделывается, вообще не понятно, что ещё ей надо. Ну, что ж, пусть выпустит пар, прокричит и вернётся, так ведь всегда бывает, кто ещё будет любить такую истерику, кроме меня.
4). Мотивы конфликта
Агата, её мама и сестра: путём манипуляций хотят максимально извлечь витальные ресурсы мужчины.
Мужчина: и чего она хочет, он делает вид, что не понимает, снимая таким образом с себя ответственность за отношения, ведь он тоже хочет только пользоваться, но не хочет вкладываться.
5). Позиции конфликтующих сторон:
Агата, мама и сестра: отключить внимание мужчины и изъять ресурс.
Мужчина: иметь возможность проводить время с молодой девушкой — это свидетельство достатка и статуса, это удовольствие, и хорошо то, что хорошо кончается.
Процессуальная модель.
Сами по себе отношения в целом между мужчиной и молодой женщиной протекают как латентная фаза конфликта.
Образ врага со стороны группы амазонок в лице мужчины, который хочет пользоваться молодой любовницей, но не хочет ничего дарить, уже сформирован.
В данной короткометражке разворачивается непосредственно фаза острых разногласий.
- — Первая группа действий: агрессивное и провокационное поведение Агаты. Она стучит тарелкой по столу, разбивает её, снимает очки мужчины, кидает кольцо. На его вопрос: "Что ты хочешь?"- отвечает: "Я ухожу," — и с руганью уходит. Так ругается, что у него нет желания идти за ней. Со словами: "Ты поплачь и вернись," — мужчина садится на место.
- — Вторая группа — скрытые действия противоборствующих сторон.
- Борьба ведется завуалированно, но, тем не менее, чрезвычайно активно.
- В борьбу вступает Ульяна и навязывает мужчине выгодные для амазонок действия.
"У меня папа такой — он никогда за своими девушками не бегает."
"Папины девушки всегда кидаются камнями в общественных местах."
Ульяна ставит этого мужчину на один уровень со своим богатым папой.
Это те фразы, которые повышают ранг мужчины и придают ему статус.
Высокий статус льстит мужчине — богатый, у него много девушек, он легко одаривает их драгоценными камнями, и остаётся спокоен и неподвижен, когда они эти камни разбрасывают в общественных местах.
И теперь он хочет подтверждать этот высокий ранг в глазах молодой девушки и соответствовать ему своим поведением, т.е. спокойно расставаться и с драгоценными камнями, и с девушками — у него же этого всего всегда много.
Желание соответствовать высокому статусу через лень и бездействие в момент, когда девушка удаляется вместе с драгоценными камнями — это и есть те самые ноты, или можно сказать, струны тщеславия на которых так ловко и умело сыграли мама и её послушные доченьки.
"Такие, как Вы, не бегают. Сидите уже, возраст, мой папа никогда за своими девушками не бегает. Тело не передвигает, ему лень." И другие аналогичные фразы — это установки сидеть, когда уходит девушка.
Одевает кольцо на палец со словами: "Чтоб не потерять."
Официантки нет. Она встаёт и приносит шампанское — таким образом идёт подкрепление программируемого поведения: сидеть, когда девушка с кольцом уходит.
Хлопок шампанского наводит амнезию и окончательно отключает внимание от кольца.
Далее ещё раз встаёт за духами — второй раз подкрепляет — кольцо на ней, она встаёт и уходит — он сидит.
Далее говорит: "Я от Вас отсяду." "Отсаживайся," — абсолютно спокойно говорит он.
Ульяна говорит: "Это была проверка, какой Вы стабильный король-олень".
Во-первых, это действительно, проверка, насколько он спокоен в случае, когда она уходит с кольцом, и насколько он стабилен в выполнении установок: сидеть, спокойно реагировать на уход Ульяны, надёжно ли забыл про кольцо.
Далее внимание мужчины полностью захватывает вновь появившаяся любовница.
И Ульяна спокойно уходит. Цель достигнута. Инцидент исчерпан.
Мать и говорит: "Мы разыграли его как по нотам".
Действительно, ни одного лишнего движения, ни одной лишней фразы, все слова и действия выверены до мелочей, как по нотам. Даже тот ритмичный стук тарелки по столу, с которого начинается фильм — это ритм, наводящий транс.
Данный конфликт опять перетёк в свою латентную фазу.
Отношения будут продолжаться до тех пор, пока у мужчины не иссякнет ресурс. А вместе с ресурсом иссякнет и интерес любовницы.
Эти отношения изначально деструктивные и конфликтные, каждая сторона действует через манипуляции в достижении своих целей.
Почему люди вообще начинают борьбу за чужие витальные ресурсы?
Потому что свои заблокированы.
Заблокированы отсутствием сепарации, например, в данном случае, девушки направляют все свои силы, свою жизнь на то, чтобы соответствовать ожиданиям матери, не понимая собственных истинных желаний и потребностей.
Заблокированы болью детских психологических травм, внутренними конфликтами, страхами перед жизнью и т.д.
В идеале, все участники этого конфликта могли бы направить свои способности на построение своей собственной жизни, в которой есть профессиональная самореализация и счастье в личной жизни через построение конструктивных отношений. Могли бы…
Если бы понимали, как сильно на самом деле себя разрушают.
Цыбина Наталья Алексеевна
Источник: