Очень много теорий о причинах робости детей, почему часто малыши стараются избежать знакомства со своими сверстниками. Это и страх отойти от мамы, и отсутствие навыка общения, и заниженная самооценка, и изолированность семьи, и т.д. И в основном, все эти причины указывают на нас — взрослых, и как в кривом зеркале наши страхи, неуверенность, обиды и погрешности нашего воспитания, высвечиваются в поведении уже наших детей.
Наверное, не стоит повторяться, почему излишняя застенчивость и робость могут привести к негативным последствиям. Малыш не сможет в полной мере раскрыть свой талант, уверенно отвечать на уроках, добиваться каких-либо побед, сторонится людей, не сможет выразить собственное мнение.
В более позднем возрасте к этому списку могут добавиться повышенная тревожность, ощущение вины, постоянное самокопание в себе, и как следствие, много энергии уходит в пустую, вместо того чтобы что-то делать, человек занят анализом переживаний. Накапливаются неотреагированные отрицательные эмоции, могут появляться психосоматические заболевания, формируется комплекс неполноценности, а дальше возможен выход в депрессию.
Уже в возрасте трех лет будет понятно, застенчив ли ваш ребенок. Три года это период, когда ребенок отделяется от взрослого и начинает видеть результаты своих целенаправленных действий, пытаться установить со взрослыми новые, более глубокие отношения. Если до этого малыш ассоциировал себя с мамой (она была его руками, ногами, определяла его желания), то сейчас он учится определяться САМ. Зачастую поведение, да и внешний вид стеснительных деток, очень похож: чаще всего они стараются прятаться за родителей, не смотрят собеседнику в глаза, у них тихий (дрожащий) голос, они могут заикаться, когда к ним обратился посторонний или замкнуться, когда родители потребует дать ответа незнакомцу.
В разборе многих ситуаций важно всегда ответить на два вопроса, прежде, чем кинуться с шашкой наголо спасать ситуацию. Что Вы сделали, что ваш ребенок теперь чувствует себя неуверенно, дисгармонично в этом огромном мире? И какую выгоду вы получаете от этого состояния? Оба эти вопроса часто ставят родителей в тупик, т.к. они считают, что во всем виновато окружение, а не обстановка в семье и никакой такой выгоды нет, просто ребенок получился очень удобным для своих родителей.
Будем надеяться, что вы честно нашли причины такого поведения малыша и причины вашей выгоды. И уже осознав их будем дальше пытаться исправлять сложившуюся ситуацию.
Очень много пишут о взаимосвязи между типом воспитания ребенка и особенностями его развития. Существует несколько крайних типов, крайних, потому что в жизни встретить в чистом виде их сложно, но всегда есть направление (стремление) к определенному типу воспитания.
Итак:
Неприятие. Это семья где между детьми и родителями нет душевного контакта. Это не значит, что это семья находится в финансово тяжелых условиях, часто бывает в семьях у родителей-трудоголиков. Это дети –помехи, они мешают жить на полную катушку родителям, делать им карьеру, искать мужа/жену. Эти дети часто забиты и обидчивы, а могут, наоборот, быть агрессивными.
Гиперопека. Это когда родители «знают, как правильно воспитывать и растить детей». Они программируют любой шаг малыша, самый простой пример, это семья – династия. Ребенок еще не родился, а уже известно, что он пойдет в такой садик, такую –то музыкальную школу, станет тем-то. Над таким ребенком дрожат и его опекают, ради блага семьи он должен сдерживать свои поры и желания (если в семье музыканты, даже не думай мечтать о футболе). – Не забывайте, что это все утрированно и в жизни выглядит иначе. И здесь мы получаем либо «оторви и выбрось», т.е. семейный бунтарь, это будет активно-агрессивный ребенок или покорный, без своих желаний, опыта (ему не нужно ни о чем думать, семья решила все за него).
Тревожно-мнительный тип. Здесь также будут тревожиться и сверх меры опекать, но беспокойство сведется, скорее всего, к здоровью или к беспокойству о будущем ребенка. «Мы-то ладно, а вот как ты будешь жить дальше? Кругом одни наркоманы и убийцы. Катастрофы и катаклизмы». Самый распространенный тип воспитания. Конечно, как можно оторваться от мамы и высунуться наружу из под юбки, ведь тебя сразу украдут, увезут, убьют и обидят.
«Кумир» семьи. Последнее время, таких деток становится все больше и больше. Ребенок – становится смыслом всей жизни сначала мамы, потом семьи, потом под него постараются подстроить и весь мир. В такой семье, скорее всего, будет расти эгоист. Такие дети сами выбирают себе окружение по типу достоин/ недостоин.
Как помочь застенчивому малышу?
Начинаем с себя. Следим за собой, насколько мы – родители общительны, готовы принимать гостей, как к ним относимся. Как вам преодолеть сложности общения в новой компании?
— постарайтесь дать возможность с самого раннего возраста общаться ребенку с его ровесниками: на площадке во дворе, совместных праздниках и т.д.
— постарайтесь не опекать чересчур детей, не подавляйте их волю. Почаще позволяйте детям действовать самостоятельно.
— помогите завести постоянного друга из числа соседских малышей. Помогите наладить им игру на первых этапах общения, станьте миротворцем в их конфликтах. НО! Не переусердствуйте, помогая в играх и забавах. Не нужно ребятам подсказывать каждый их шаг. Вы можете играть, веселится и шалить с ними, стать «ведущим».
— научите его играть в игры по правилам, но и придумывать свои игры, это позволит притягивать к себе сверстников.
Анализируем родительские ожидания. Подумаем, что мы хотим от ребенка? Соответствуют ли способности и сильные стороны ребенка вашим ожиданиям? А может быть потому, что ребенок не может добиться желаемого для вас он и становится все менее уверенным.
В качестве примера нормальных отношений хотела привести такой диалог, подслушанный между отцом и дочерью:
— Котенок, покажи свой дневник – просит отец.
Дочь присылает фото.
— Хм, а почему пятерок так мало в этой четверти?
— Для меня достаточно, ведь четверка тоже хорошая оценка – парирует девятилетка.
Понаблюдайте за собой:
- Заставляли вы ребенка исполнять что-либо публично?Не слишком ли вы беспокоитесь, если ребенок не выполнил какое-то задание?Имеете ли вы обыкновение делать что-нибудь за своего ребенка?Говорите ли вы обычно от имени своего ребенка и улаживаете ли за него конфликты?Отговариваете ребенка испытать что-то новое?Заставляете ребенка делать вещи, которые могут быть важными для вас, но не для него?Сравниваете поступки и личность ребенка с другими детьми?
Если вы положительно отвечаете на эти вопросы, подумайте, может в неудовлетворении вашего самолюбия кроется ключ к проблеме?
Не навешивайте ЯРЛЫКОВ. Не стоит называть ребенка застенчивым – особенно перед учителями, друзьями, родственниками, незнакомыми людьми. Не называйте малыша так сами и не позволяйте это делать другим. Не допускайте, чтобы ребенок говорил о себе плохо. И прежде всего, сами не позволяйте говорить плохо о своем ребенке. Ребенок не должен быть таким, как все. Он должен быть самим собой. Лучше подчеркивайте в разговорах с ним и с другими людьми его сильные стороны. Например, деликатность, сдержанность, осторожность и т.д. Почти всегда дети стараются оправдать ваши ожидания, раз вы его называете застенчивым, то он постарается соответствовать. Придумывайте или читайте поучительные истории о тех положительных качествах, которые есть у вашего ребенка. Ненавязчиво читайте и обсуждайте с ним сказки про друзей, взаимопомощи и дружбе.
Реже меняйте круг общения. Бывают вынужденные ситуации, когда приходится переезжать в другой район или город, здесь нужно помочь ребенку наладить отношения с новыми знакомыми (соседями) – устроить праздничное чаепитие, пригласить на праздник, может быть завести домашнее животное. Но иногда родители из-за своих амбиций (обид) меняют круг общения детей, подумайте, настолько ли ваш конфликт серьезен (постарайтесь побыть в позиции Взрослого, а не обиженного Ребенка). Это поможет вашему малышу не уходить от конфликта, а научиться его преодолевать сначала на вашем примере, а потом уже решать самостоятельно. Учите ребенка открыто и спокойно высказывать свое мнение, уметь доказывать его без истерик, обид и будьте лучшим примером для него в этом.
Поощряйте контакт. Стоит замечать новых друзей или знакомых в окружении вашего малыша, узнать, как их зовут, какие у них интересы, где живут. Важно также, разговаривая с ребенком, обращать внимание на визуальный контакт. Уверенный в себе человек смотрит в глаза собеседнику, если у вашего малыша с этим трудности, мягко просите его смотреть вам в глаза при беседе. Если ребенку неловко это делать, посоветуйте ему смотреть на переносицу беседующего с ним человека. После некоторой тренировки ему этот прием больше не понадобится, и он будет увереннее смотреть в глаза собеседнику.
Еще несколько правил. Если вы находитесь на каком-то мероприятии, где много незнакомых людей будьте рядом, поддерживайте с малышом сначала тактильный контакт, пока он не освоится в новой обстановке. Потом старайтесь находиться в поле его зрения. Не принуждайте его выступать или читать стихи, или принимать участие в веселой игре, если он испугался или застеснялся. Попробуйте просто описать его чувства в данный момент: "Похоже, что тебе сейчас не хочется играть. Ничего страшного, ты сможешь это сделать попозже". И в подобной ситуации не стоит обвинять ребенка в застенчивости, а тем более ругать его за то, что он сторонится общества. Подготавливайте ребенка к предстоящему событию — рассказывайте о предстоящей встрече гостей и подготовке к празднику. Научите его здороваться, и прощаться, начинать и заканчивать беседу.
Научите спокойно относится к ошибкам и неудачам. Ведь от них никто не застрахован, а переживать об этом и чувствовать себя виноватым постоянно не
верно. Поделитесь с ребенком собственным опытом. Многие люди в своей жизни попадали в затруднительные ситуации общения и, тем не менее, находили выход. Убедите, что окружающие вовсе не заняты исключительно его персоной, а гораздо больше озабочены собственными делами.
Создайте атмосферу доверия в своем доме, стимулируйте ребенка. Чтобы он говорил вам о своих проблемах, выслушайте его, проявите сочувствие. Тогда ребенок почувствует, что его понимают и принимают таким, каков он есть. Ведь застенчивый ребенок всегда опасается, что его высмеют и предадут.
Учим малыша общаться:
— вводим правила общения, например, «играть нужно честно»;
— не дразнить других;
— не отнимай чужого, не отдавай своего без вежливой просьбы;
— если зовут играть – иди, если не зовут – попросись;
— не хвастайся: ты не лучше других, ты не хуже всех.
— умей уважать чувства и желания других.
Разбирайте дома бытовые ситуации в качестве игры или примера из жизни. Например, как себя вести, если у тебя в гостях друг, а папа принес одну порцию мороженного? Дайте варианты ответов, примите любой, но постарайтесь мягко подвести его к правильному варианту. Со временем с проигрыванием разных ситуаций ребенок сможет самостоятельно справляться с возникающими сложностями.
Квасова Наталья Евгеньевна
Источник: