психология

Моя дочь– «стесняшка».

              Очень много теорий о причинах робости детей, почему часто малыши стараются избежать знакомства со своими сверстниками.   Это и страх отойти от мамы, и отсутствие навыка общения, и заниженная самооценка, и изолированность семьи, и т.д. И в основном, все эти причины указывают на нас  —  взрослых, и как в кривом зеркале наши страхи, неуверенность, обиды и погрешности нашего воспитания, высвечиваются в поведении уже  наших детей.

        

         Наверное, не стоит повторяться, почему излишняя застенчивость и  робость могут привести к негативным последствиям.  Малыш не сможет в полной мере раскрыть свой талант, уверенно отвечать на уроках, добиваться каких-либо побед, сторонится людей, не сможет выразить собственное мнение. 

         В более позднем возрасте к этому списку могут добавиться повышенная тревожность, ощущение вины, постоянное самокопание  в себе, и как следствие, много энергии уходит в пустую, вместо того чтобы что-то делать, человек занят анализом переживаний. Накапливаются неотреагированные отрицательные эмоции, могут появляться психосоматические заболевания, формируется комплекс неполноценности, а дальше возможен выход в депрессию.

        

         Уже в возрасте трех лет будет понятно, застенчив ли ваш ребенок. Три года это период, когда ребенок отделяется от взрослого и начинает видеть результаты своих целенаправленных действий, пытаться  установить со взрослыми новые,  более глубокие отношения.   Если до этого малыш ассоциировал себя с мамой (она была его руками, ногами, определяла его желания), то сейчас он учится определяться САМ.          Зачастую поведение, да и внешний вид стеснительных деток, очень похож:  чаще всего они стараются  прятаться за родителей, не смотрят собеседнику в глаза, у них тихий (дрожащий) голос,  они могут заикаться, когда к ним обратился посторонний или замкнуться, когда родители потребует дать ответа незнакомцу.

           В разборе многих ситуаций важно всегда ответить на два вопроса, прежде, чем кинуться с шашкой наголо спасать ситуацию. Что Вы сделали, что ваш ребенок теперь чувствует себя неуверенно, дисгармонично в этом огромном мире?  И какую выгоду вы получаете от этого состояния?  Оба эти вопроса часто ставят родителей в тупик, т.к. они считают, что во всем виновато окружение, а не обстановка в семье и никакой такой выгоды нет, просто ребенок получился очень удобным для своих родителей.

Будем надеяться, что вы честно нашли причины такого поведения малыша и причины вашей выгоды. И уже осознав их будем дальше пытаться исправлять сложившуюся ситуацию.

          Очень много пишут о взаимосвязи между типом воспитания ребенка и особенностями его развития. Существует несколько крайних типов, крайних, потому что в жизни встретить  в чистом виде их сложно, но всегда есть направление (стремление) к определенному типу воспитания.

Итак:

         Неприятие. Это семья где между детьми и родителями нет душевного контакта. Это не значит, что это семья находится в финансово тяжелых условиях, часто бывает в семьях у родителей-трудоголиков.  Это дети –помехи, они мешают жить на полную катушку родителям,   делать им карьеру, искать мужа/жену.  Эти дети часто забиты и обидчивы, а могут, наоборот, быть  агрессивными.

         Гиперопека. Это когда родители «знают, как правильно воспитывать и растить детей». Они программируют любой шаг малыша, самый простой пример, это семья – династия. Ребенок еще не родился, а уже известно, что он пойдет в такой садик, такую –то музыкальную школу, станет тем-то. Над таким ребенком дрожат и его опекают, ради блага семьи он должен сдерживать свои поры и желания (если в семье музыканты, даже не думай мечтать о футболе). – Не забывайте, что это все утрированно и в жизни  выглядит  иначе.  И здесь мы получаем либо «оторви и выбрось», т.е. семейный бунтарь, это будет активно-агрессивный ребенок или покорный, без своих желаний, опыта (ему не нужно ни о чем думать, семья решила все за него).

         Тревожно-мнительный тип. Здесь также будут тревожиться и сверх меры опекать, но беспокойство сведется, скорее всего, к здоровью  или к беспокойству о будущем ребенка. «Мы-то ладно, а вот как ты будешь жить дальше?  Кругом одни наркоманы и убийцы. Катастрофы и катаклизмы».  Самый распространенный тип воспитания. Конечно, как можно оторваться от мамы и высунуться наружу из под юбки,  ведь тебя сразу украдут, увезут, убьют и обидят.

         «Кумир» семьи. Последнее время, таких деток становится все больше и больше.  Ребенок – становится смыслом всей жизни сначала мамы, потом семьи, потом под него постараются подстроить и весь мир.  В такой семье, скорее всего, будет расти эгоист. Такие дети сами выбирают себе окружение по типу достоин/ недостоин.

 Как помочь застенчивому малышу?

 

Начинаем с себя.  Следим за собой, насколько мы – родители общительны, готовы принимать гостей, как к ним относимся.   Как вам преодолеть сложности общения в новой компании?

— постарайтесь дать возможность с самого раннего возраста общаться ребенку с его ровесниками: на площадке  во дворе, совместных праздниках и т.д.

— постарайтесь не опекать чересчур детей, не подавляйте их волю.  Почаще позволяйте детям действовать самостоятельно.

— помогите завести постоянного друга из числа соседских малышей. Помогите наладить им игру на первых этапах общения, станьте миротворцем в их конфликтах. НО! Не переусердствуйте, помогая в играх и забавах. Не нужно ребятам подсказывать каждый их шаг.  Вы можете играть, веселится и шалить с ними, стать «ведущим».

—  научите его играть в игры по правилам, но и придумывать свои игры, это позволит притягивать к себе сверстников. 

                Анализируем родительские ожидания. Подумаем, что мы хотим от ребенка?  Соответствуют ли способности и сильные стороны ребенка вашим ожиданиям? А может быть потому, что ребенок не может добиться желаемого для вас он и становится все менее уверенным.

В качестве примера нормальных отношений хотела привести такой диалог, подслушанный между отцом и дочерью:

 —   Котенок, покажи свой дневник – просит отец.

 Дочь присылает фото.

 — Хм, а почему пятерок так мало в этой четверти?

 — Для меня достаточно, ведь четверка тоже хорошая оценка – парирует девятилетка.

 

Понаблюдайте за собой:

    Заставляли вы ребенка исполнять что-либо публично?Не слишком ли вы беспокоитесь, если ребенок не выполнил какое-то задание?Имеете ли вы обыкновение делать что-нибудь за своего ребенка?Говорите ли вы обычно от имени своего ребенка и улаживаете ли за него конфликты?Отговариваете ребенка испытать что-то новое?Заставляете ребенка делать вещи, которые могут быть важными для вас, но не для него?Сравниваете поступки и личность ребенка с другими детьми?

 

Если вы положительно отвечаете  на эти вопросы, подумайте, может в неудовлетворении вашего самолюбия кроется ключ к проблеме?

                 Не навешивайте ЯРЛЫКОВ.  Не стоит называть ребенка застенчивым – особенно перед учителями, друзьями, родственниками, незнакомыми людьми.  Не называйте малыша так сами и не позволяйте это делать другим. Не допускайте, чтобы ребенок говорил о себе плохо. И прежде всего, сами не позволяйте говорить плохо о своем ребенке. Ребенок не должен быть таким, как все. Он должен быть самим собой. Лучше подчеркивайте в разговорах с ним и с другими людьми его сильные стороны. Например, деликатность, сдержанность, осторожность и т.д. Почти всегда дети стараются оправдать ваши ожидания, раз вы его называете застенчивым, то он постарается соответствовать.  Придумывайте или читайте поучительные истории о тех положительных качествах, которые есть у вашего ребенка. Ненавязчиво читайте и обсуждайте с ним сказки про друзей, взаимопомощи и дружбе.

                     Реже меняйте круг общения.  Бывают вынужденные ситуации, когда приходится переезжать в другой район или город, здесь нужно помочь ребенку наладить отношения с новыми знакомыми (соседями) – устроить праздничное чаепитие, пригласить на праздник, может быть завести домашнее животное. Но иногда родители из-за своих амбиций (обид) меняют круг общения детей, подумайте, настолько ли   ваш конфликт серьезен (постарайтесь побыть в позиции Взрослого, а не обиженного Ребенка).  Это поможет вашему малышу не уходить от конфликта, а научиться его преодолевать сначала на вашем примере, а потом уже решать самостоятельно.  Учите ребенка открыто и спокойно высказывать свое мнение, уметь доказывать его без истерик, обид и будьте лучшим примером для него в этом.  

                   Поощряйте контакт. Стоит замечать новых друзей или знакомых в окружении вашего малыша, узнать, как их зовут, какие у них интересы, где живут. Важно также, разговаривая с ребенком, обращать внимание на визуальный контакт. Уверенный в себе человек смотрит в глаза собеседнику, если у вашего малыша с этим трудности, мягко просите его смотреть вам в глаза при беседе. Если ребенку неловко это делать, посоветуйте ему смотреть на переносицу беседующего с ним человека. После некоторой тренировки ему этот прием больше не понадобится, и он будет увереннее смотреть в глаза собеседнику.

                      Еще несколько правил. Если вы находитесь на каком-то мероприятии, где много незнакомых людей будьте рядом, поддерживайте с малышом сначала тактильный контакт, пока он не освоится в новой обстановке. Потом старайтесь находиться в поле его зрения. Не принуждайте его выступать или читать стихи, или принимать участие в веселой игре,  если он испугался или застеснялся. Попробуйте просто описать его чувства в данный момент: "Похоже, что тебе сейчас не хочется играть. Ничего страшного, ты сможешь это сделать попозже". И в подобной ситуации не стоит обвинять ребенка в застенчивости, а тем более ругать его за то, что он сторонится общества.  Подготавливайте ребенка к предстоящему событию — рассказывайте о предстоящей встрече гостей и подготовке к празднику. Научите его здороваться, и прощаться, начинать и заканчивать беседу.

                      Научите спокойно относится к ошибкам и неудачам.    Ведь  от них никто не застрахован, а переживать об этом и чувствовать себя виноватым постоянно не

верно.  Поделитесь с ребенком собственным опытом. Многие люди в своей жизни попадали в затруднительные ситуации общения и, тем не менее, находили выход. Убедите, что окружающие вовсе не заняты исключительно его персоной, а гораздо больше озабочены собственными делами.

                     Создайте атмосферу доверия в своем доме, стимулируйте ребенка. Чтобы он говорил вам о своих проблемах, выслушайте его, проявите сочувствие. Тогда ребенок почувствует, что его понимают и принимают таким, каков он есть. Ведь застенчивый ребенок всегда опасается, что его высмеют и предадут.

 Учим малыша общаться: 

— вводим правила общения, например, «играть нужно честно»;

— не дразнить других;

— не отнимай чужого, не отдавай своего без вежливой просьбы;

— если зовут играть – иди, если не зовут – попросись;

— не хвастайся: ты не лучше других, ты не хуже всех.

— умей уважать чувства и желания других.

 
Разбирайте дома бытовые ситуации в качестве игры или  примера из жизни. Например, как себя вести, если у тебя в гостях друг, а папа принес одну порцию мороженного?  Дайте варианты ответов, примите любой, но постарайтесь мягко подвести его к правильному варианту. Со временем с проигрыванием разных ситуаций ребенок сможет самостоятельно справляться с возникающими сложностями.

Квасова Наталья Евгеньевна

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...