Чем ближе конец учебного года, тем больший отклик вызывает тема психологической подготовки к ЕГЭ и прочим экзаменам.
Я уже писала немного на эту тему:https://www.b17.ru/blog/117694/,
https://www.b17.ru/blog/117488/
А сегодня хочу рассказать еще об одном упражнении. Его можно использовать для того, чтобы лучше справляться с экзаменационной тревогой через проживание ресурсного состояния — состояния уверенности в себе.
Это упражнение лучше выполнять ближе к окончанию курса психологической подготовки к экзаменам, когда у выпускника уже была возможность выразить и проговорить свои тревоги, продумать способы построения более эффективной стратегии поведения на самом тестировании, овладеть навыками эмоциональной саморегуляции.
Для работы понадобится набор метафорических ассоциативных карт. Я обычно использую абстрактную колоду "Цвета и чувства", но можно применять другие наборы, подходящие для того, чтобы на изображения можно было спроецировать собственные эмоциональные переживания.
Итак, предложите выпускнику подумать и почувствовать, на что похожа его уверенность на экзамене, и выбрать среди предложенных изображений наиболее подходящее.
Затем используем прием рисования "вокруг карты": выбранная карточка кладется в центр листа бумаги, и мы предлагаем как бы продолжить изображение за ее границами, распространить рисунок на оставшуюся часть листа бумаги.
После того, как пространство листа вокруг карточки заполнено, предлагаем ее убрать и заполнить собственным рисунком центр листа, который раньше был закрыт карточкой. Здесь (как и раньше) важно рисовать так, как хочется и "чувствуется" в данный момент, совсем не нужно срисовывать изображение с карты.
После окончания рисования важно рассмотреть получившийся рисунок, прочувствовать отраженное в нем эмоциональное состояние, погрузиться в него. Еще на этапе рефлексии я обычно задаю вопрос "Что бы тебе хотел сказать этот рисунок, если бы он мог говорить?".
Опыт показывает, что подростки бережно уносят домой свои рисунки как настоящие драгоценности, что они способны вдумчиво и неспешно рисовать свое ресурсное состояние, что их "послания" самим себе из этого состояния глубоки и мудры.
И в такие моменты особенно приятно ощущать, что твоя профессиональная принадлежность позволяет быть свидетелем таких интереснейших процессов и даже их фасилитатором.
Румянцева Полина Витальевна
Источник: