«Член отца – мост,
по которому еще нерожденный
отправляется в жизнь»
Шандор Ференци
Вот и еще одна история, еще одна жизнь, еще один кризис, еще один клиент (точнее, клиентка).
Мы работаем уже не один сеанс. Она, как сама говорит «перестала реветь» и теперь все чаще улыбается.
Она запуталась в отношениях между бывшим мужем и чужим мужем. Она любовница, а хочет быть женой…
Она в середине. Кризис.
Кризис середины жизни, по сути, повторение подросткового кризиса.
Да, она вспоминает свою юность. Уход отца, который то ли был, то ли нет.
Пример мужественности – дед. Авторитет деда во всем и в поведении, в способности «все поставить на свои места» и в способности извиниться, если не прав.
А отец не такой. Но она его любила. Его не стало и она чувствует вину.
«Не достаточно сделала», а по факту она обеспечила больницу, она навещала… Потом понимает, что сделала все, что могла.
Обижалась на мужа, которого просила отвезти медикаменты в больницу, а он не сделал, забыл. Ее рядом не было и казалось, можно было отца спасти…
И вот в работе возникает образ моста.
Она хочет, (давно уже) перейти на другую сторону.
И вот на мосту, прямо на середине возникает отец и когда она просит его помочь ей перейти, то он исчезает, оставляя пустоту, бездну.
Переход становится невозможным, потому, что там СТРАШНО! Там, впереди неизвестность, а позади столько боли, невыплаканных слез, несказанных слов и подавленных эмоций и, нарушенных границ.
Установление границ в семейной системе – функция отца (мужа матери).
Если границы нарушены возникает конфликт с мамой.
Вот и в этой истории «мама снова залезла в шкаф и перевесила платье» и это невыносимо (нарушение границ).
Спустя консультацию клиентка сама озвучивает, что маме может и можно отказать и больше тема матери и нарушения границ не поднимается (личные границы клиента, его целостность начинает восстанавливаться).
Но тема отца остается все такой же заряженной.
И вот вдруг, снова оказавшись на мосту (попытка номер два) она вспоминает, что когда-то ей знакомая рассказала, что видела отца с другой женщиной.
И вот начинается новая работа.
Она вспоминает имя женщины и ее фото, сзади на фото надпись «Нам было хорошо…»
На что похоже? – спрашиваю я.
Она отвечает быстро.
— Да, это как я, мой мужчина и его жена.
… хочу быть женой, но оказываюсь любовницей, и отчаянно жду, что ОН возьмет меня в жены! Сколько их таких… Вот и эта, страдает от таких отношений и уйти не может.
В процессе работы выясняется, что образ на фотографии ее «тянет», но там она «плоская», нет объема, нет жизни.
Живым ее делает сын и у него с границами все о,кей!
Она подтверждает, что ждет от мужчины, что он выстроит ей границы, но ни бывший муж, ни любовник не тот случай.
Она все время возвращается назад…
И вот оказывается в лесу. Она видит дерево большое и маленькое.
Маленькое дерево это она.
Да, она ищет большое дерево, ищет защиты, чтоб как с дедом, но с отцом не так было и вот теперь она ищет опоры в чужом муже, в своем не нашла и признала причину по которой отношения распались. Она хотела контроля.
… Трудно отпустить, когда не доверяешь, остается одно – контроль! И отношения рушатся, ведь муж становится сыном.
Предлагаю метафору портфеля и сбора в школу. Соглашается. Также как сына контролирует, чтобы все учебники в портфель положил, так и мужа «собирала».
Роли спутаны, как тогда в детстве…
«Сборная солянка» из семей родителей и молодых нарушает авторитет «молодого» мужчины. Спутанный получается «домострой» и спутывается и накапливается в клубок все, что связано с родителями, мужем и теперь любовником и той женщиной.
В процессе работы она вдруг понимает, что она не с ними. У нее свой «отдельный островок», но страх после ухода отца, пережитый в юности, не дает ей отпустить ни мужа, ни любовника.
Постепенно, в образе парусника «уплывает» муж, не сразу, ведь привычка контролировать осталась.
Отпускает. Становится легче.
А вот история про ее треугольник сложнее. Лес, болото, трясина из которой не выбраться.
И вот она видит дерево, которое позволит ей пройти пол пути.
— Вперед! – говорю я ей.
Она работает изо всех сил и проходит! Ура!
А ведь это ее усилия, ее путь, который в реальности уже пройден. Понимает. Хвалит себя, ведь она и в самом деле большая молодец!
Что с ресурсами спрашиваю?
Она их не очень чувствует, но хочет идти дальше.
Резюмирует, что хочет стабильности, потому возвращается в прошлое, но ведь и перемены ей нужны!
И вот она видит поле, засеянное поле, всходы на котором вот-вот проклюнуться.
Она перешла! Перешла по мосту, перешла в новый этап. Сама. Она смогла, смогла преодолеть страх, что останется одна. Она осознала свою ценность и силу.
Еще одна метафора-образ из другой работы с клиенткой.
Возникает образ из мультфильма «Ничуть не страшно» и через идею вазы, которая уцелела, она осознает восстановленную целостность.
Остается вернуть цветы и вот снова образ моста. Героям нужно преодолеть мост, чтобы попасть на поле с цветами.
А страхи – милые вполне привидения из мультфильма.
И те, кого она боялась становятся ее союзниками в лице мультипликационных героев и «торжественно провожают домой!».
Среди ночи, в грозу, героиня вместе с героями-мальчишками из мультфильма собирает цветы. Новые цветы.
Ваза-то цела и теперь она может наполнить ее новыми цветами.
В мультфильме герои собирают цветы для мамы (это отражает эмоциональную связь с матерью).
Итак, о чем же все эти образы, так часто встречающиеся в терапии?
Мост. Очень интересный и говорящий образ. Наиболее емко, на мой взгляд, его трактует Ференци.
Итак, мост!
Самое очевидное, это — символ перехода.
Если переход в один из кризисных периодов не состоялся, то «клубок» из застреваний увеличивается и одна проблема наслаивается на другую.
Подросток, переживший (не переживший будет точнее, ведь часть его души умирает) развод родителей, получает нарциссическую травму «нелюбви».
Он застревает в ситуации.
Причем, в обоих рассматриваемых случаях в бессознательном клиенток они попадают в образ любовницы, но желают быть на месте жены.
Возникает ощущение, что «не на том месте», но и выбраться никак!
Начинает работать сценарий и в среднем возрасте подростковый кризис проигрывается снова.
Вернемся «на мост».
Мост также: «1) мужской член, соединяющий родителей во время коитуса и поддерживающий «на плаву» младенца и мост «является важным средством перенесения из «небытия» (существование в чреве матери) в «бытие» (жизнь)».
Есть и еще одна трактовка, предложенная Ференци: «поскольку человек может представить себе смерть только по образцу существования до рождения, следовательно, как возврат в чрево матери (в воду, в мать-землю), то мост приобретает также символическое значение средства доставки в обитель смерти».
И вот если идея перехода лежит на поверхности, то при чем тут мужской член, не очень понятно.
А фаллос и есть символ жизни, животворного начала, потому, что именно половой член отца и есть тот мост, который соединяет отца и мать и дат жизнь, рождающуюся в материнском чреве.
Середина жизни часто знаменует психологическое рождение, но оно становится невозможным, если связь оборвалась, если фаллос как означающее соединение отца и матери, исчезает.
Связь обрывается, исчезает не просто отцовская фигура, а то символическое, что с ней связано – фаллос!
И человек страдает в поисках именно того, что объединило когда-то отца и мать и дало ему жизнь.
Как только клиент взрослеет и, обретая веру в себя (а значит потерянное встало «на место») травма разрешается сама собой.
И здесь наиболее уместна метафора нарциссической травмы, демонстрирующая попытку завершить гештальт (постоянное «нарезание кругов», возврат в прошлое») из «Снежной королевы».
Холодная женщина дает Каю задание собрать из льдинок слово ВЕЧНОСТЬ, и как только гештальт перестает переживаться и закрывается, льдинки сами складываются в заветное слово!
Так, травмированный клиент, постоянно попадает в ситуацию, позволяющую ему снова пережить травму.
Что же происходит в терапии с травмой и клиентом?
Он приходит, чтобы оплакать увядшие цветы, а именно свои непринятые детские, подростковые чувства и эмоции и учится принимать ситуацию, а затем он восстанавливает свою целостность, заново обретая себя через родителей.
И здесь возникает образ вазы как символ целостности. Как только разбитое Я (ваза) восстанавливается, клиент может наполнить свою жизнь новыми цветами (эмоциями, чувствами), у него появляется смелость и то, что было страшным становится на службу и, главное появляется видение перспективы (поле с ростками) и смысл жить.
P. S. Гештальт необходимо не пережить, а закрыть, т. о. закроется дверь в прошлое и тогда отворятся врата в новую жизнь!
Счастья вам и закрытых гештальтов!
Сердюк Алевтина Александровна
Источник: