психология

Мотивация достижения успеха, избегания неудач, готовность к риску у суеверных студентов

МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА, ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ И ГОТОВНОСТЬ К РИСКУ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ВЫРАЖЕННОСТИ СУЕВЕРНОСТИ

Горбова Анна Игоревна 

студент, кафедра психологии личности и специальной педагогики ВлГУ

РФ, г. Владимир

Научный руководитель Зобков Александр Валерьевич

Одной из главных характеристик любой деятельности, в том числе и учебной, является мотивация. Мотивационная сфера человека развивается в течение всей жизни, столько же формируется и уровень выраженности суеверности, посредством семейного воспитания, традиций. Наравне с мотивацией, важно обращать внимание на способность к эффективным действиям в условиях риска, так как это позволит оценить профессиональную пригодность студентов, особенно, обучающихся профессиям типа человек-человек. Большинство авторов сходятся во мнении, что суеверия вселяют человеку уверенность в завтрашнем дне [4]. С началом обучения в ВУЗе наступает один из кризисных этапов новоиспеченного студента. Насколько будут мотивированы эффективно осуществлять учебную и профессиональную деятельность студенты, имеющих вышеупомянутую уверенность, как они поведут себя в условиях риска, в отличие от студентов не обладающих «уверенностью в завтрашнем дне», соответственно, отразится ли уровень выраженности суеверности на профессиональной пригодности студентов к профессиям типа человек-человек.

Анализ теоретических источников позволил нам определить понятие мотивация достижения успеха — сила, вызывающая у человека желание совершать определенные действия, которые, исходя из его ожиданий, могут привести к успеху, а мотивация избегания неудач, в свою очередь, понимается как определенный механизм избегания различных ошибок и неудач [2]. Риск же определяется как действие наудачу в надежде на счастливый исход, или как возможная опасность; как действие, совершаемое в условиях неопределенности [1]. А феномен суеверия в психологии рассматривается как вера в действие сил, не объяснимых законами природы, которые оказывают благотворное или вредное влияние на жизнь людей и домашних животных, а также определяют известные явления природы (погоду, рост, рождение, смерть) [4].

Цель исследования – изучение мотивации достижения успеха, избегания неудач и готовности к риску у студентов первого курса с различным уровнем выраженности суеверности.

Объект исследования – суеверность студентов первого курса

Предмет исследования – статистическое влияние суеверности на мотивационную сферу и готовность к риску личности студентов первого курса

Гипотеза исследования: у студентов первого курса с различной выраженностью суеверности будут наблюдаться различия в мотивации достижения успеха, избегания неудач и готовности к риску: студенты, имеющие низкий уровень выраженности суеверности, более мотивированы на успех и готовы к риску, чем студенты, имеющие средний и высокий уровень выраженности суеверности. Студенты с высоким и средним уровнем выраженности суеверности мотивированы избегать неудачи и менее готовы к риску, чем студенты с низким уровнем суеверности

Организация и методы исследования

Теоретико-методологическую основу исследования составили: исследования феномена суеверия Ю.В. Саенко, исследование проблемы мотивации А.Н. Леонтьева.

Для проверки гипотезы использовались следующие методы: анкетирование (методика Анкета «Степень суеверности»; наша модификация теста Паранаука, Эзотерика, Мистика. Автор А.Г. Шмелев); психодиагностический метод (тест Элерса на мотивацию достижения успеха, избегание неудач и тест готовности к риску Шуперта) [3]; методы математической статистики (U-Критерий Манна-Уитни) и качественные методы анализа данных.

Исследование проводилось на базе владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых и московскогогосударственного лингвистического университета им. Мориса Тореза.

В нашем пилотажном исследовании приняли участие студенты, первого курса очной и заочной формы обучения, различной профессиональной направленности (60 человек в возрасте от 15 до 35 лет).

Исследование проводилось в ряд этапов

этап Разработка плана исследования выдвижение гипотезы, анализ научных, методических источников по проблеме уверенности в себе.этап Выделение групп студентов с низким, средним и высоким уровнем выраженности суеверности.этап Изучение мотивации достижения успеха, избегания неудач и готовности к рискуэтап Сравнение анализируемых групп.этап Анализ и интерпретация полученных результатов.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты исследования уровня выраженности суеверности у студентов первого курса представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Уровень выраженности суеверности у студентов первого курса

По результатам исследования у 25 %(средний балл=41) высокий уровень выраженности суеверности, у 52 % (средний балл 26,5) средний уровень выраженности суеверности и у 23 % (средний балл 18,4) низкий уровень выраженности суеверности.

На рисунке 2 представлены показатели по тестам мотивации достижения успеха, избегания неудач и готовности к риску у испытуемых с высоким уровнем выраженности суеверности.

 Рисунок 2. Мотивация достижения успеха, избегания неудач и готовность к риску у студентов первого курса с высоким уровнем выраженности суеверности

 У студентов, с высоким уровнем выраженности суеверности, средний балл по тесту мотивация к успеху = 22,4 балла. Это слишком высокий уровень мотивации к успеху. Средний балл по тесту избегание неудач=18,1 балл – высокий уровень мотивации к избеганию неудач. Средний балл по тесту готовность к риску. = 0,8 балла – это средний уровень готовности к риску.

На рисунке 3 представлены показатели по тестам мотивации достижения успеха, избегания неудач и готовности к риску у испытуемых со средним уровнем выраженности суеверности

Рисунок 3. Мотивация достижения успеха, избегания неудач и готовность к риску у студентов первого курса со средним уровнем выраженности суеверности

У студентов, со средним уровнем выраженности суеверности, средний балл по тесту мотивация к успеху =12,9 балла – это средний уровень мотивации. Средний балл по тесту избегание неудач=17,2 балла – высокий уровень мотивации к избеганию неудач. Средний балл по тесту готовность к риску. = -2,8 балла – это говорит, о склонности к осторожности.

На рисунке 4 представлены показатели по тестам мотивации достижения успеха, избегания неудач и готовности к риску у испытуемых с низким уровнем выраженности суеверности.

Рисунок 4. Мотивация достижения успеха, избегания неудач и готовность к риску у студентов первого курса с низким уровнем выраженности суеверности

У студентов, с низким уровнем выраженности суеверности, средний балл по тесту мотивация к успеху =16,3 балла – это средний уровень мотивации к успеху. Средний балл по тесту избегание неудач=18,3 балла – высокий уровень мотивации к избеганию неудач. Средний балл по тесту готовность к риску говорит о склонности к осторожности (-5,1).

Для выявления различий в мотивации достижения успеха, избегания неудач и степени готовности к риску нами были выделены 3 группы студентов с низким, средним и высоким уровнем выраженности суеверности. Обработка данных проводилась с применением статистических методов (U-Критерий Манна-Уитни).

При сравнении групп с высокой и низкой выраженностью суеверности обнаружены статистические различия в мотивации достижения успеха (UЭмп =64, а UКр при p≤0.01 =51). Различий в мотивации избегания неудач и степени готовности к риску у исследуемых групп не выявлено (UЭмп =100 и 76.5; UКр при p≤0.05 =66). У групп с высокой и средней выраженностью суеверности также выявлены различия в мотивации достижения успеха (UЭмп = 97,5, а UКр при p≤0.01 =132). Выявлено сходство в мотивации избегания неудач и готовности к риску у испытуемых с высоким и средним уровнем выраженности суеверности (UЭмп =204 и 189.5, а UКр при p≤0.05 =161). У групп со средним и низким уровнем выраженности суеверности, выявлены различия в мотивации достижения успеха (UЭмп = 64, а UКр p≤0.05 = 66). Различий в мотивации избегания неудач и готовности к риску у испытуемых со средним и низким уровнем суеверности не выявлено (UЭмп = 196 и 185.5, а UКр при p≤0.05 =149).

Таким образом, студенты первокурсники с высоким уровнем выраженности суеверности, в отличие от студентов со средним и низким уровнем выраженности суеверности очень мотивированы на достижение успеха. Студенты с таким уровнем мотивации достижения успеха очень активны, инициативны. Для них характерна полная мобилизация и сосредоточенность на реализации поставленной цели. Они склонны планировать свое будущее на далекую перспективу. Предпочитают выбирать трудные или очень трудные в достижении цели. В случае чередования успехов и неудач склонны к утрированию своих неудач, фрустрации и стрессу. При выполнении заданий проблемного характера, в условиях дефицита времени результативность деятельности, как правило, улучшается.

В мотивации избегания неудач и степени готовности к риску различий не выявлено. Гипотеза о том, что у студентов первого курса с различной выраженностью суеверности будут наблюдаться различия в мотивации достижения успеха, избегания неудач и готовности к риску: студенты, имеющие низкий уровень выраженности суеверности, более мотивированы на успех и готовы к риску, чем студенты, имеющие средний и высокий уровень выраженности суеверности. Студенты с высоким и средним уровнем выраженности суеверности мотивированы избегать неудачи и менее готовы к риску, чем студенты с низким уровнем суеверности подтвердилась частично.

 

Список литературы:

Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика Методики и тесты – М.:Бахрах-М, 2011. – 672 с.Рожков Е. М. Мотивация достижения успеха и избегания неудач в работах отечественных и зарубежных ученых // Современная наука – 2014. – № 3. – С. 44-46.Розанова В. А. Психология управления. –  М.: Интел-Синтез, 1999. – 352с. ISBN 5-87057-121-9Саенко Ю.В. Психологические аспекты изучения суеверий // Вопросы психологии. – 2006. – № 6. – С. 85-93.

Анна Горбова

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...