Подальше, не останавливаясь, днём и ночью. В бесконечной череде снов, которые не обязательно запоминаются.
В бессоннице, когда истощаемся, чтобы, наконец, остановиться. Делаем что-то постоянно. Действие как рабство. Как обязательство.
Если остановишься, то умрёшь, без заряда бесконечного действия.
Это о людях, кто действие поставил в главное. Здесь я пишу о тех людях, кто действует не от наполненности, не от желания своего, а для самоуспокоения, для сбрасывания неиссякаемого внутреннего напряжения. Кто бежит и не может остановится для отдыха.
Толкнула меня на написание этой заметки книга Жерара Швека «Добровольные галерщики. Очерки о процессах самоуспокоения». И тот опыт, что я наблюдала в работе и вокруг себя.
Гребем. Одиночество человека в своей лодке, в своей боли. Прикованные к своим однообразным, навязчивым взмахам весел. Отплыть подальше от воронки смерти. Ужаса своей травмы в прошлом, которая не была пережита, оплакана. И эта воронка угрожает затянуть. Так кажется гребцу. Из прошлого опыта. Он пережил физически, законсервировал психически. Но не прожил. Не было тогда ресурса достаточного для этого. Он спасся бегством через действие, через внешнее. И он продолжает бежать от этой своей правды, воспоминаний. Он делает это на самом деле не осознавая своего бегства, он не связывает одно с другим. Проблема его в том, что он не может связать то событие и то, что он делает сейчас. В самих действиях, в самой активности можно прочитать о чём его ужас.
В данном случае бег — это не способ получить результат, а важен сам процесс действия. Так дети, которые не могут уснуть, бьются головой о стену, чтобы от измождения уснуть. отключиться. Не от ласки матери и не от расслабления. Потому что нет этого, не получают по разным причинам. Так и взрослый потом не может позволить себе расслабиться, получить удовольствие, он в тисках необходимости движения. Такая заводная игрушка, внутри которой жизнь подавляется, истинные желания в тисках. Это такие люди, которым сложно находиться в бездействии, точнее даже невозможно.
Им не остановиться, они должны быть в действии, как стрела направленные туда, вперёд. Без устали совершать движения, не давая места ни мечтам, ни мыслям. Иначе их захватит и утащит в ужас травмы, боли, пустоты. Они всегда должны быть наверху. Никакого погружения на глубины чувств или понимания. Не останавливаться.
Жизнь внутри них происходит незаметно, как укрытое от чужих глаз царство. Но, главное, спрятанное от своего хозяина.
Действия, действия, действия.
Ни расслабиться. Успокоение возможно лишь при отключении от изнеможения. Жестокость к себе. Ни жалости. Вы можете знать таких людей, они лишь ненадолго присядут к вам за стол, лишь ненадолго обратят всё внимание на вас, а потом снова к делам, действиям. Невозможность быть с другим человеком во всей полноте присутствия. Полноты контакта не случается, ведь человек одной ногой всегда идет, уходит от вас не только физически, но и психически. Такие вот, как написал Жерар Швек, добровольные галерщики.
Они стремятся всё быстрее к смерти от жизни, которой, как им кажется, у них нет. Все довести до автоматизма бесчувствия, сделать из себя машину и в ней провести остаток жизни.
Им можно помочь, если они отвлекутся и согласятся заглянуть на глубину себя. Пораниться об ужас прошлого и настоящего — и выйти, отцепив с тела и души привязанность к действию.
картина Ferdinand Hodler The Bold Woman
Асеева (Солодова) Елена Анатольевна
Источник: