Сегодня была в общеобразовательной школе, проводила занятие для педагогов по вопросам обучения детей сотрудничеству. Проходя по школе, обратила внимание на то, что большая часть детей на перемене не играют, а стоят и смотрят в экраны своих гаджетов. Видно, что им скучно и одиноко. Что это? Нежелание или неумение общаться? Думаю, что и то, и другое. Появилось такое поведение, наверное, лет 10 – 15 назад, а может и раньше, когда стало «модой» рожать только одного ребёнка. А значит, социализация детей в рамках взаимодействия со сверстниками потеряла очень важную сферу – общение с братьями и сестрами. Эти отношения, дают ребенку опыт, который невозможно заменить отношениями между ним и родителями.
К сожалению, большинство современных детей не участвует в работе детских объединений, а это лишает их возможности приобретения опыта сотрудничества и взаимопомощи, лидерства и работы в команде.
Ещё одной причиной такого детского поведения является то, что большие дворовые компании и коллективные игры остались в прошлом, а современные дети чаще играют дома, чем во дворе. В общем, всё это привело к такой ситуации, которую можно назвать — одиночество в толпе.
Вспоминаю, как ходила с классом своей младшей дочери в поход и наблюдала печальное зрелище, когда настало время обеда и дети, распаковав, свои мешочки с едой, стали поглощать её в одиночку, каждый под своим деревом. Положение спас инструктор по туризму, который вёл нас. Он организовал игру, в которой дети помогали «раненному» товарищу, где пострадавшими были все по очереди. Это вызвало оживление и улыбки на лицах детей, некоторые стали проявлять сочувствие, некоторые – шутить.
Было интересное задание ребятам: мы с одним ребёнком отстали и спрятались за деревьями. Инструктор спросил ребят о том, все ли на месте? Оказалось, что никто не заметил, что два человека исчезли! Если бы инструктор не обратил на это внимание, то «пропажу» обнаружили бы только в автобусе. Были организованы поиски и нас нашли.
В походе ребята получили хороший опыт сотрудничества, появилось чувство «мы», особенно это стало заметно, в конце дня, когда готовили еду на костре, нам удалось организовать общий стол, а потом коллективную игру. Значит, мы взрослые, можем повлиять на ситуацию и научить детей сотрудничеству, если они не имеют такого опыта.
И педагогам, и родителям я рекомендую развивать сотрудничество с детьми и детей между собой. Среди книг, где об этом можно прочитать, назову исследование немецкого психолога Клауса Фопеля «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения». Он обосновал необходимость именно этого стиля взаимодействия взрослых и детей, раскрыл его возможности для развития ребёнка и становления его личности. И дал нам, взрослым в руки замечательные психологические игры! Вот, что он пишет…
«Мы можем помочь детям ощутить единение с другими….Есть дети, которым очень трудно почувствовать свою общность с другими. Дети с низкой самооценкой, застенчивые или неуверенные в себе опасаются, что другие люди могут обнаружить их слабые стороны. Поэтому они пытаются держаться в стороне от всех. Часто у них уже есть негативный опыт и им приходится долго и постепенно учиться доверять одноклассникам и учителю. Таким детям требуется время, чтобы понять, что не только они "не такие как все", но и всякий другой человек является неповторимой личностью, имеющей не только сильные, но и слабые стороны. …Мы можем вселить в детей надежду….Надежда — это та экзистенциальная установка, которая помогает человеку пережить тяжелые обстоятельства. Когда все в порядке, надежда не нужна. Надежда дает человеку способность наслаждаться жизнью со всеми ее трудностями и поражениями, она дает детям и взрослым внутреннюю силу и целеустремленность.
Мы можем показать детям, что значит уважение. Уважение взрослого проявляется, например, в том, что он подчеркивает ответственность детей за свое поведение. Ребенок чувствует, что его уважают, когда его спрашивают: "Чему научил тебя этот случай?" или "Что ты сейчас чувствуешь?" и внимательно выслушивают его рассуждения на эту тему.
Можно помочь детям научиться принимать решения — самостоятельно и в группе. Дети, так же, как и взрослые, стараются поступать правильно, но иногда они торопятся, не знают, что правильно, а что нет, и не всегда замечают все имеющиеся у них возможности. Мы можем выработать у них навык обсуждения и анализа различных вариантов решения. Мы можем упражняться с ними в принятии справедливого группового решения.
Мы можем учить детей сочувствию. Достичь этого можно, пробудив у детей интерес к тому, что чувствуют и как мыслят другие люди. Мы можем учить их ставить себя на место другого, понимать и чувствовать внутренний мир человека другого возраста, другой культуры или воспитанного в совершенно другой семейной традиции. При этом мы можем донести до детей также и мысль о том, что в жизни есть множество различных способов выражения любви. Некоторые люди всю свою жизнь проводят в поисках только одного, определенного проявления любви и нигде не находят его, в то время как окружающие проявляют свою любовь к ним всеми возможными способами, кроме искомого. Поскольку все люди жаждут любви, умение видеть ее различные проявления — важная составляющая искусства быть счастливыми» [1, с. 11 – 13].
Можно долго спорить по вопросу о том, что необходимо развивать у современных детей: лидерские качества, индивидуализм, желание соперничать или прививать им умение сотрудничать? Думаю, что любой опыт ценен и востребован в зависимости от ситуации.
Литература
1.Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. Т. 1.— М.: Генезис, 1998.— 160 с. // Режим доступа: http://www.klex.ru/8gh
Гармоничных вам отношений с собою и миром, дорогие подписчики!
Станкевич Елена Михайловна
Источник: