Романтическая привязанность подростка навсегда остается в сердце как теплое и нежное или же болезненное воспоминание. Важная роль отводится взрослым: родителям, учителям. От их реакции зависит не будет ли память о первой любви сопряжена с психологической травмой. Как относиться к первому роману ребенка, как не навредить ему?
Первая любовь — чувство, которое настигает человека, как правило, в юности и никогда не забывается. Многие порой вспоминают томительное ожидание праздничного вечера в школе, страстные строки, написанные на обложке тетради, или маленькие сообщения, посылаемые предмету обожания на 14 февраля. Как же психологи объясняют феномен первой любви?
В возрасте 12-14 лет наступает пора физиологического созревания человека. Подростки наблюдают за изменениями своего тела (рост груди, первая менструация, ломка голоса и т.д.) чаще всего бессознательно. Эмоциональная зрелость наступает гораздо позже. Но уже в средней школе возникает первая симпатия, которая выражается, как правило, в толчках и щипках у мальчиках и насмешках у девочек. Подростки болезненно переживают свое взросление, сравнивают себя друг с другом, с кумирами, пытаются походить на них. Влюбленность, особенно весной, приобретает масштабы эпидемии. Это нормально. Кто-то на самом деле начинает испытывать нежность по отношению к другому, кто-то лишь хочет, чтобы в его жизни появилась любовь, поэтому подражает героям реалити-шоу и сериалов. Родители часто неправильно ведут себя по отношению к первому чувству своего ребенка: они смеются либо равнодушно замечают, что это скоро пройдет, порой же заставляют тинейджера отказаться от общения с объектом влюбленности, опасаясь последствий. Увы, все это часто негативно сказывается на психологическом формировании личности.
Чаще всего первая любовь — это увлечение или влюбленность, воспоминания о ней могут всю жизнь сопровождать человека, потому что это его первый подобный опыт, когда еще все ново, все неизведанно, все вызывает жгучий интерес. Идеализирование возлюбленного черевато разочарованием. Именно поэтому для подростков это чувство может закончиться печально. Случаи суицида или депрессий нередки в этом возрасте. Родители и педагоги должны деликатно, не вмешиваясь, наблюдать за развитием влюбленности ребенка. Следует помнить, что одним неосторожным словом, насмешкой или равнодушием можно нанести глубокую психологическую рану. Нужно ценить и беречь доверительные отношения с подростком, хранить его секреты. Можно рассказать о своей первой любви или вместе посмотреть хороший фильм. Постарайтесь наладить дружеские отношения с дочерью или сыном, тогда у вас не будет проблем из-за того, что ребенок идет наперекор, делает что-то назло для того, чтобы показать свою независимость и взрослость.
Физиологический аспект первой любви также очень важен. Причиной решения заняться любовью может быть не только страсть, но и любопытство, желание быть «как все», подражание одноклассникам или персонажам фильмов. Не стоит болезненно воспринимать известие о случившемся факте. Предупредите проблемы, которые может повлечь за собой ранний и незащищенный секс: поговорите с подростком о контрацепции и болезнях. Не стесняйтесь, так как последствия незнания всегда неприятнее преодоления стыда.
Первая любовь воспета поэтами и художниками, о ней поют, о ней молчат… Пусть же у ребенка останутся только добрые воспоминания об этом удивительном чувстве!
Источник: