психология

Наблюдатель и наблюдаемое

Совсем недавно я оказалась в ситуации, где будучи её действующим лицом, я с удивлением обнаружила людей, которые за мной в это время производили какие-то наблюдения. Свидетелей на тот момент особо не хотелось, но они, тем не менее случились.

Сложившаяся ситуация заставила задуматься о том, какова же роль свидетеля, наблюдающего то или иное развитие события. В голове сами собой начали всплывать когда-то услышанные фразы: "свидетель на свадьбе", "свидетель терапии", "свидетель обвинения", "свидетельство о рождении".

И ведь в жизни мы также поочередно исполняем то роль свидетеля, то роль действующих лиц.

Вот что об этом явлении пишут мудрейшие:

"Никто не бывает вполне счастлив, если у него нет свидетелей его счастия".
Пьер Буаст (1765–1824) — французский лексикограф

"Высшая доблесть состоит в том, чтобы совершать в одиночестве то, на что люди обычно решаются лишь в присутствии многих свидетелей".
Франсуа де Ларошфуко (1613–1680)

Так в чём же заключается феномен свидетельствования?

Ответ на этот вопрос подкинула книга Е. Кугаенко "Матрица и физика":

"Событие, если мы его наблюдаем, ведёт себя как частица. Если мы его не наблюдаем, то это волна, которая воздействует на наш мир, но косвенно. Свет ведёт себя точно так же: если мы наблюдаем электрон, то это частица, если нет, то это волна. Таким образом, наблюдатель влияет на результат. Часто в  малоразвитых странах сидят люди вдоль дороги и наблюдают движение машин. Таким образом они регистрируют события (точку, частицу) проезда машин и воздействуют на свою реальность, принося волну технологического прогресса в свою малоразвитую страну.

Эйнштейн: точка (частица) — это не следствие, а причина возникновения волны".

Ответ на вопрос подкинул и четырёхлетний ребенок, подбежавший ко мне с просьбой: "Мама, пойдём я тебе что-то покажу!" 

Лицезреть же пришлось то, как ребёнок самозабвенно перепрыгивает с одной кровати на другую, сопровождая это фразой: "Мама, я хочу, чтобы ты долго смотрела!" И размышляя над тем, а не придётся ли мне наблюдать за этим занятием действительно "долго", я решила пофорсировать процесс, давая ребёнку с каждым прыжком обратную связь: "Я вижу ты растёшь!", "Я вижу ты умеешь прыгать!", Я вижу ты умеешь перепрыгивать!" И вот на этом мой процесс "долгого" свидетельствования умений моего чада и закончился. "Всё, я пойду играть, — резюмировал мой ребёнок это наше совместное мероприятие, и спокойно удалился.

А мне стало понятно, что для психики ребёнка было, видимо, вполне достаточно признания извне того факта, что "я расту" и "я уже многое умею", для того, чтобы на данный конкретный момент  удовлетворить сиюминутную потребность в сбалансировании себя. Таким образом на реальном примере мне стало весьма очевидно, что моё свидетельствование действительно позитивно повлияло на поведение ребёнка.

Значит свидетель — это тот, кто влияет на результат!

А как считаете вы?

Бретгауэр Светлана Александровна

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...