психология

Нарушения привязанности. Надежная привязанность

    Усвоим же наконец: любят не тех, кто полезен, не тех, кто хорош. Любят тех, кого любят. Любят за что угодно и ни за что. Любят за то, что любят. Никакая привлекательность к любви отношения не имеет, никакой успех, никакая сила и красота, никакой интеллект. Ничего общего с благодарностью; если это благодарность, то лишь за жизнь, но не свою. Любовь не может быть заслужена, любовь только дарится и — принимается или не принимается. Любовь — сплошная несправедливость.

Одна из тем, которые меня сильно интересуют — это нарушения привязанности. В теории привязанности описывают нормальную, адаптивную привязанность, а так же неудачные варианты отношений с ребенком. Не смог обойти стороной, отбросить соблазн поразмышлять в статье на эту тему. Согласно этой теории то, какие отношения между матерью и ребенком были в первые 2-3 года, формируют устойчивый тип отношений с другими людьми.

Ранние травмы в отношениях со значимыми взрослыми могут повлиять на отношения со всеми близкими людьми в будущем, когда ребенок вырастет. Почему? Ребенок видит как устроены отношения внутри этой семьи, а эта семья для ребенка — это весь мир, который он знает. Лучшие отношения он может и увидит, когда вырастет, но не поймет их. Не поймет, как нужно себя вести, чтобы у него были такие же.

В норме между матерью и ребенком формируется надежная привязанность, если мать эмпатично реагирует на нужды ребенка, проговаривает свои действия и чувства, скажем во время пеленания или игр с ребенком, общается и в большинстве случаев определяет правильно, что ему нужно.

Так же желательно, чтобы мать не страдала от сильной тревоги или непроработанных травм, потому что в эти первые годы она, заботясь о нем, будет передавать свои травмы в следующее поколение. Причем как указывает Боулби, она не должна идеально угадывать желания ребенка сразу, но в процессе пары попыток все таки удовлетворяет его потребности. В таком случае, между матерью и ребенком возникает подобие диалога, в котором ребенок – активный участник. Если они друг друга понимают, возникает надежная привязанность.

И затем, когда ребенок вырастает, он знает, какие отношения его удовлетворяют, а какие –нет. У него есть шаблон, который он транслирует, чтобы выбирать себе друзей или пару.

В случаях же, когда мать тревожна, раздражается на ребенка, транслирует свои непроработанные аналогичные травмы, избегает ребенка или оставляет надолго одного в крике и плаче, возникают нарушения привязанности. Их множество, но разделяются они на ненадежно-избегающую, ненадежно-амбивалентную, дезорганизованную привязанность.

Как правило, у людей с надежной привязанностью, тревоги и проблемы в отношениях возникают лишь временные и не повторяются в разных отношениях. Людей с преимущественно надежной привязанностью если и принимаю в кабинете, то обычно без повторяющихся как под копирку проблем в отношениях.

С другой стороны, родители не могут сказать детям, что были недостаточно эмпатичны к ним в детстве, потому что не помнят этого. Маркерами подобных проблем для меня являются нынешние отношения в личной жизни клиентов, а не их отношение к родителям, которых чаще идеализируют именно при ненадежных стилях привязанности.

При надежной привязанности дети вырастают более самостоятельными, психически устойчивыми, не проявляют избыточной агрессивности  или тревожности в отношениях.

Более подробно про нарушенные стили привязанности и то, как я их вижу у взрослых, я напишу в следующих статьях.

 

Александр Сергеевич Мусиченко

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...