С этой статьи я начинаю освещать тему эмоционального насилия над детьми, которому подвергался практически каждый из нас. Целью этих статей я ставлю возможность показать читателям, что многое из того, что мы считаем нормой воспитания, «правильными» педагогическими принципами, которые мы внедряем в жизнь по отношению к нашим детям — не что иное, как устаревшее и искаженное восприятие человеческой натуры, которое ведет к подавлению, а не к развитию здоровой, самодостаточной личности.
Термин «насилие в „бархатных перчатках“» я позаимствовал у мудрейшего психоаналитика и педагога Алис Миллер, которая отличалась своими инновационными идеями. Многие из них, по моему мнению, на десятилетия опередили свое время.
Что такое насилие в «бархатных перчатках»?
Если нам расскажут историю, в которой мать или отец регулярно избивают своего ребенка, большинство (я очень на это надеюсь) отнесутся к этому с осуждением. Если же нам расскажут, что ребенка наказывают (ставят в угол, заставляют делать какую-либо работу и др.) или периодически он получает ремнем по попе или подзатыльник за какие-то серьезные нарушения дисциплины, то многие отнесутся к этому с пониманием. А если будет услышана история, в которой ребенка «для его же здоровья» заставляют делать то, что он не хочет, но так «надо» (ходить в бассейн, так как от этого будет здоровая спина, есть кашу и др.), то, скорее всего, это вообще не вызовет каких-то вопросов и наверняка (дай бог, если я ошибаюсь) будет встречено с одобрением.
Все три формы «воспитания» — не что иное, как насилие. Только вторая и третья настолько приемлемы в нашей культуре и в нашем сознании, что мы относимся к таким формам эмоционального насилия как к само собой разумеющемуся факту. Не осознавая при этом, что такого рода «воспитание» оставляет в психике ребенка никогда не заживающие раны, которые становятся фундаментом его характера.
Причин, по которым родители не хотят замечать такого насилия, несколько. Во-первых, мысль о том, что личность формируется в раннем возрасте и что воздействие на человека, которое приводит к развитию в нем тех или иных качеств, в детском возрасте в сотни раз выше, чем в зрелом, появилась в мире сравнительно недавно. Около 100–150 лет назад (разные высказывания, конечно, были и ранее, но научно эта точка зрения стала освещаться именно в этот период). В то время как эта идея развивалась, в советской науке подобные идеи подвергались резкой критике и не имели развития.
Во-вторых. Много лет назад психоаналитики подробно описали защитные механизмы человека, которые он использует, чтобы избавиться от аффекта (эмоционального переживания). Одним из популярных механизмов является проекция. Проекция — это защитный механизм, при котором то, что человек испытывает в себе, проецируется вовне, чаще всего на близких людей.
Когда ребенка в детстве подвергают эмоциональному или физическому насилию, это, безусловно, порождает мощнейшее эмоциональное переживание (боль, горечь, обиду, злость и ярость). Ребенок не может выражать свои эмоции, так как эти эмоции подавляются. Как и в физике, в психике есть закон сохранения психической энергии, и получив непереносимую порцию негативных эмоций, ребенок либо разряжает ее неполностью на других объектах, либо эти эмоции сохраняются в нем до момента подходящей разрядки.
И когда эти дети превращаются во взрослых и заводят своих детей, включается механизм проекции: тем самым всё, что они испытали в своем детстве, практически с той же интенсивностью обрушивается на их детей. Поэтому идеи «правильного воспитания» настолько востребованы в обществе. Они дают возможность безнаказанно проделывать с беззащитным существом то же, что проделывали с ними.
И, наконец, в-третьих. Большинство людей просто не знают как можно вести себя по-другому. Ответ на этот непростой вопрос я постараюсь осветить в своих статьях.
Харченко Иван Евгеньевич
Источник: