Настоящий шаманский бубен
Введение
Данная статья посвящена предмету этнической психологии и является продолжением и уточнением статьи «Материальная культура шаманства». В статье дается описание изготовления степного шаманского бубна. Статья будет интересна для студентов изучающих предметы антропологии, этнологии и этнической психологии, а так же всем тем, кто интересуется шаманскими практиками, шаманской психотерапией и шаманскими методами саморегуляции.
В прошлой статье я сказал, что по представлениям шаманов бубен шаман изготавливает сам или его изготавливают родственники шамана. Эта особенность касается не только бубна но и всей шаманской утвари. Даная особенность связана с представлением о душевных силах рода (родовых Духах), которые, будучи вложенными в изготовление священного предмета, проявляют себя в действии этого предмета. Соответственно, если шаман пользуется предметами изготовленными другими людьми, то возможны несовпадения личных сил шамана с силами, которые вложены другими людьми при изготовлении этих предметов. Поэтому шаман старается все предметы, применяемые в камланиях изготовить самостоятельно. По этой же причине шаманские предметы изготовленные чужими шаманами воспринимаются с большой осторожностью. К изготовлению предметов шаманской деятельности могут привлекаться родственники шамана, поскольку у них есть общие с шаманом родовые Духи.
В современных этнических сообществах шаманы часто отходят от древних традиций и шаманят с предметами изготовленными другими людьми. Это можно видеть на современных фотографиях, где на этнических праздниках шаманы одеты в одинаковые костюмы и шаманят с одинаковыми бубнами. Эта одинаковость – признак поставленного на поток производства этих вещей. Это серийное производство превращает шаманские вещи в простые сувениры:
А настоящие шаманские вещи существуют в единственном экземпляре – нет двух одинаковых настоящих шаманских бубнов.
Конечно же в руках у настоящего шамана и сувенирный бубен будет работать, а самый настоящий бубен у «ряженого» шамана работать не будет. Но все же уважающие себя шаманы стараются пользоваться настоящими бубнами.
О том, как сделать настоящий шаманский бубен и пойдет речь в этой статье.
Варианты обечаек
По конструкции и материалу обечайки бубны условно можно разделить на степные и лесные. В условиях леса шаман ищет дерево, которое согласиться дать ему щепу для обечайки. Часто шаманы ищут это дерево во сне. При нахождении нужного дерева из его растущего ствола вырубают и отделяют щепу. Эту щепу затем сгибают в кольцо и получается цельногнутая обечайка. Это самая распространенная конструкция обечайки. В условиях массового производства сувенирных бубнов конечно дерево никто не ищет и обечайку гнут или из доски, или из фанеры.
Обечайка гнутая из доски
Обечайка гнутая из фанеры
Часто такую цельногнутую обечайку дополняют выступами, которые обычно называют «резонаторами».
И тогда получается бубен «с резонаторами»:
Однако, исторически выступы по ребру бубна это совсем не резонаторы. Этот дизайн имеет очень древнее происхождение и является подражанием образу конструкции степного бубна.
О более древней и редкой в настоящее время конструкции степного бубна я и хочу более подробно рассказать в этой статье.
Степной бубен
В отличие от (условно) лесного бубна обечайка степного бубна делается не из цельной щепы вырубленной из живого дерева, а из прутьев кустарника или веток дерева. Эта конструкция исторически более древняя и происходит от способа сушки шкур на обручах согнутых из прута. Такой способ сушки применяется и сейчас у некоторых племен индейцев и северных народов Сибири.
Антропологи предполагают, что именно от сушки шкур происходит бубен – когда шкура высыхала и натягивалась – она начинали звучать. Это и стало причиной использования шкуры натянутой на обруч в качестве музыкального инструмента. Поскольку в антропологии считается, что люди начали строить жилье путем обтягивания каркаса из жердей около 400-500 тысяч лет назад (в позднем ашеле), то и шкуры стали сушить в этот же период. Поэтому, гипотетически, в этот период могли изобрести и бубен. Конечно, проверить эту гипотезу достаточно трудно.
Однако, вернемся к изготовлению бубна.
Итак, для бубна потребуется сделать два обруча из гибких прутов. Прутья нужно найти. Это вопрос «охоты за силой». Искать можно везде. Но найти и вырезать прутья может оказаться достаточно сложной задачей.
Для успешного поиска шаманы обращаются к духам за помощью и просят помочь найти прут. При нахождении прута нужно поговорить с деревом, согласиться ли дерево отдать эту ветку. Для задабривания дерева его можно полить водой и/или разложить на его ветках корм для птиц.
Мало найти прут, нужно его еще согнуть, и чтобы он при этом не сломался. Прут должен быть малосбежистым – не иметь большой разницы толщины в комлевой и верхушечной частях.
Хорошо подходят для обруча прутья из веток шелковицы, вишни и ясеня.
После сгибания обручей нужно оставить их в согнутом положении на пару месяцев в сухом месте в тени. Когда прут высохнет из него делают обруч. Для этого нужно сделать и закрепить стык верхушки и комля прута. Стык делается с вырезанием небольших ступенек, как показано на фото (красные стрелки).
Ступеньки нужны чтобы, когда обтяжка бубна высохнет и начнет сжимать обруч, то стык не начал съезжать и диаметр обруча не уменьшился.
Стык обычно проклеивается и прошивается толстой ниткой.
Два обруча соединяются параллельно друг другу прикрепляясь к плашкам. Я их прикручиваю шурупами. Таким образом, получается обечайка:
Из кожаных полосок в обечайке делают онгон Духа-хозяина бубна. Теперь, когда обечайка готова, ее обтягивают кожей.
Наиболее распространенный способ обтяжки степного бубна показан на рисунке ниже:
Как видно из рисунка, кожа не пришивается к обечайке, а подворачивается с тыльной стороны бубна через веревочное кольцо и прошивается кожаной тесьмой или обычной суровой ниткой. Края кожи около шва прошивки обычно проклеиваются.
На фото ниже единицей обозначено место прохода веревки, через которую подвернута кожа. Двойкой обозначен край кожи, который проклеен. Тройкой обозначена проклейка дополнительного слоя кожи, который закрывает прошивку (поэтому прошивка не видна).
В целом внутренняя (тыльная) сторона степного бубна выглядит так:
А внешняя (лицевая) сторона степного бубна — так:
Заключение
Самостоятельное изготовление степного шаманского бубна доступно практически любому человеку. Сгибание обруча из ветки дерева не требует ни специальных технических устройств, ни особенной физической силы, ни каких-то особенный навыков. Вся остальная часть изготовления бубна тоже доступна всем людям без какой-либо специальной проф подготовки. Достаточно уметь просверлить отверстие, вкрутить шуруп, сделать прошивку обычным сапожным швом при помощи шила и сапожного крючка. Главной сложностью изготовления бубна является лишь способность организовать этот процесс. И в организации процесса как раз и проявляются личные силы (родовые Духи) шамана. Поэтому, самостоятельное изготовление бубна является еще и своего рода испытанием, посвящением и профессиональным ростом шамана.
В данную статью не вошла информация по подготовке шкуры для изготовления обтяжки бубна. В интернете есть достаточно разнообразной информации по выделке кож. Если будет нужно – я опишу этот процесс в отдельной статье.
Единственное, на что хочу обратить внимание – со шкурой нужно тоже разговаривать, как и с деревом при поиске прутьев для обечайки. Хороший материал по вопросу организации изготовления шаманского бубна дает Басилов В.Н. в книге «Избранники духов» (Москва, «Политиздат», 1984 г.).
И еще один важный момент — при обтяжке бубна мокрой кожей не нужно сильно ее натягивать, она должна немного провисать при обращении бубна в горизонтальное положение. Когда она высохнет — натянется. Лучше недотянутый бубен, чем перетянутый. Натяжка уже высохшего бубна потом регулируется поднесением бубна к огню или подсушиванием на солнце. В квартире можно подсушивать феном.
Желаю всем энтузиастам реконструкции этнических практик вдохновения и успехов в изготовлении шаманского бубна!
Литература
Басилов В.Н. Избранники духов. – М.: Политиздат, 1984.
Медоуз К. Шаманский опыт. Практическое руководство по современному шаманизму. – М. «ФАИР-ПРЕСС», 1999. – 320 с.
Сарангэрэл. Зов шамана. М.: «ФАИР-ПРЕСС», 2003.
Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М.: Издательство политической литературы, 1989. – 573 с.
Шундик Н. Белый шаман. //Роман-газета №22(860), №23(861)/ – М.: Издательство «Художественная литература», 1978.
Харнер М. Путь шамана. – М., «Палантир», 1994.
Скляренко Виктор Рамэссович
Источник: