Левое и правое полушария мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека). Современные данные
«Я понимаю, что такое место и время
лишь до того времени, пока меня о этом не спрашивают»
Августин
Бывало ли у вас чувство, что психолог, к которому вы обратились, дает для вас несерьезные, на ваш взор, упражнения, похожие на детские игры, и вы испытываете недоумение и разочарование ?
А если вы – психолог, то бывало ли у вас, что клиент не может переключиться из «мозга», «головы» в мир образности, интуиции, эмоций и спонтанности? Он раздражается от ваших попыток навести его в этот «океан без берегов», гласит «я не понимаю, как это работает!», и в конце концов уходит неудовлетворенный…
В данной нам статье раскроем, что из себя представляет один и иной тип мышления — «головой» и «НЕ головой» и как они влияют на самочувствие человека.
Сейчас самое пользующаяся популярностью метафора мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) – комп. Но, найдено*, что мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) ведет себя не как один комп, как два, повсевременно передающих друг дружке данные различного нрава. Это, как вы догадываетесь, два полушария. При этом, у всякого компа своя «операционная система», собственный метод обработки данных и свои задачки в деятельности общей Системы «2 компа = целый мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков)».
И самое увлекательное, что «Операционные системы» (дальше ОС) этих 2-ух «компов» различаются друг от друга больше, чем различаются Microsoft Windows от Apple.
Поточнее сказать, что есть по наименьшей мере ДВА «компа» с различными ОС, поэтому что почти все гласит за наличие еще нескольких био «компов» — т.е. систем обработки инфы в организме. Но пока оставим их без внимания, по другому статья выйдет чрезвычайно запутанной.
Давайте поглядим на их деятельность на примере-метафоре.
Представьте для себя человека, назовем его К., выросшего в большенном замке. С ранешнего юношества он бегал по всем коридорам и этажам, скрывался в закоулках и кладовых, плясал и фехтовал в огромных залах. Достигнув совершеннолетия, К. уехал из замка в примыкающий город обучаться в институте.
И в один прекрасный момент с товарищем по учебе он разговорился о собственной родине. При воспоминании о замке К. сразу чувствовал его в самых различных качествах и измерениях. Его память давала ему возможность «созидать» сходу все этажи, все переходы, со всеми бликами света, игрой красок, портретами и пейзажами на стенках , с запахами – столярного клея из мастерской, пирогов из кухни, холодком каменных стенок и теплотой древесной отделки. Тыщи аспектов сразу всплывали, образуя жив образ, и в ответ в сердечко появлялись различные щемящие чувства к оставленной родине – нежность, благодарность, грусть от разлуки, удовлетворенность от способности в хоть какой момент опять приехать в родной замок.
Все это сразу оживало в К. при слове «родной дом». И ему хотелось, чтоб его товарищ присоединился к нему в этих переживаниях. Он пробовал говорить, но выходило отрывочно, путано, не понятно, слова не могли передать всего комплекса чувств.
Это иллюстрация работы правого полушария мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека). Его операционную систему уместно именовать «Многоплановость и многозначность». Работа этого «компа» отражает действительность сразу во всех бессчетных качествах, связях, с привлечением различных смыслов, эмоций и чувств. Это жив многомерный мир, «размещенный» в памяти индивида. Это прямое чувственное познание о кое-чем. Весь опыт нашей жизни, любой эпизод ее отражен и сохранен в правом полушарии как тыщи, миллионы взаимосвязанных воспоминаний и контекстов. Эту информацию можно подымать из забвения и вновь переживать, как жив многоплановый опыт. Вот лишь поделиться им с остальным человеком фактически нереально. Всё, что он услышит – обрывочные несколько фраз, которые ничего не передадут.
Вернемся к К. Его желание поделить в товарищем полноту воспоминаний от собственного родного замка было велико, и что все-таки сделал К.? Он нарисовал по памяти замок с различных сторон, все его шпили, башенки и стрельчатые окна.
Смотря на свое произведение, он лицезрел, что буквально передать образ не удалось, но хотя бы примерно.
Кое-где каких-либо деталей не доставало, кое-где были нарушены пропорции. И все-же общее воспоминание набросок давал. Но лишь о наружном. А внутренний мир замка? К. начертил на бумаге планы этажей, показал устройство замка в разрезе. Он обозначил различные помещения цифрами 1, 2, 3, 4 и т.д. и рядом с чертежом составил таблицу : 1 – холл, 2 – столовая, 3- гостиная, 4 – спальня, — и т.д. Таковая таблица именуется «экспликация». А весь процесс , которым занимается «комп» левого полушария, проявляя через слова и схемы образы и чувства правого полушария, именуется эксплицированием. И его ОС уместно именовать «Конкретика».
Эксплицировать – означает открывать (разъясняя либо объясняя) внутреннее содержание ранее неведомого (неявного, неточного, непривычного) понятия (термина) через наружные по отношению к нему предметы (явления) с уже известными качествами. Описывая на данный момент историю К., я тоже занимаюсь эксплицированием, передавая через метафоры сущность 2-ух операционных систем в нашем мозге (Мозг — центральный отдел нервной системы человека и животных, расположенный в головном отделе тела).
В здоровом организме эти два «компа» – два полушария мозга – равноценно включены в работу психики и обмениваются вместе данными, обеспечивая «стереоскопическое» отражение действительности. Они поддерживают такое состояние психики, когда она способна :
— структурировать поступающую информацию и свои реакции на нее,
— оставаясь при всем этом восприимчивой к различным и разноплановым сигналам окружающего и внутреннего мира, способной к выработке необычных решений и творческой импровизации.
За несколько десятилетий обширно распространился взор на левое и правое полушария как на логическое и творческое. Одно трепетно за абстрактное мышление и речь (левое), другое — за образное мышление и интуицию (правое), Эта теория закреплена Нобелевской премией, присужденной Роджеру Сперри в 1981 г.
Но, исследования следующих лет демонстрируют, что не так все совершенно точно. Новые данные* уточняют специализацию полушарий:
— ОС левого полушария – «Конкретика»,
— а ОС правого – «Многоплановость и многозначность».
Вернемся к К. Итак, он сделал огромную работу, эксплицировал в чертежах, рисунках, пояснениях пространственный образ родового замка. Сейчас его товарищ лучше представлял для себя предмет разговора. Но значимая часть целостного вида, отраженного правым полушарием (полушарие головного мозга в мед. правая или левая половина большого мозга), осталась за рамками. Чтоб познакомить слушателя с ассоциациями — вот в этом коридоре постоянно пахло смачной пищей, либо вот в этом чулане меня в детстве запирали в наказание — нужен язык поэзии. Благодаря ему может быть хотя бы в некой степени передать многоплановую, смешанную с эмоциями, информацию, лежащую в правом полушарии.
И тут точность и размер переданной чувственной инфы зависит от того, как слова, подобранные поэтом, резонируют с архетипическими видами той культуры, в какой происходит эксплицирование. Часто «слово изреченное есть ересь» , но время от времени оно способно С-ЛОВИТЬ чувственно-образную информацию и передать большенный ее «размер», т.е. обращаться конкретно к эмоциям другого человека, минуя аналитический разбор значений.
С-ЛОВО «ловит» элемент многоплановой действительности и превращает его в элемент модели данной нам действительности. И у профессионального поэта эта модель быть может щемяще многомерной:
Тут нет чужих,
мы все друг дружке братья
под вишнями в цвету.
(Японское хокку)
Но, почаще слова употребляются для обозначения определенных качеств явлений, чтоб создать взаимопонимание конкретным.
Создавая СЛОВА, строя из их описания, люди переводят наружный мир и свои воспоминания этого мира в модель.
Так создается 2-ая внутренняя действительность, смоделированная словами и многоуровневыми экспликациями. Это мир сознания, эрудиции, закономерностей, научного поиска и теорий. За исправность этого внутреннего мира отвечает «операционная система» «Конкретика», которая, по современным данным, «установлена» в левом полушарии мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека).
В этом мире конкретики есть пространство не только лишь абстрактному мышлению, цифрам и речи, да и искусству, художественным образам и творчеству, лишь это творчество того рода, о котором можно писать сочинения на тему «Что желал сказать создатель».
Если создатель сознательно закладывал какие-то идеи в вереницу и нрав образов в собственном произведении, это та же экспликация, лишь использующая знаки.
А вот сами знаки могут быть неоднозначны. Знаки – это У-Словное (так договорились) обозначение многомерных и многоконтекстных явлений, всеохватывающее восприятие которых – прерогатива правого полушария. Потому про значение и смыслы 1-го знака можно написать несколько страничек текста, эксплицируя заложенные в нем идеи.
Этот метод передачи неоднозначной, многомерной инфы – через знаки (иероглифы либо образные элементы мистерий) употреблялся старыми цивилизациями, и в наше время сохранился в неких культурах. Также он употребляется в обрядах богослужений в религиозных системах.
Вновь вернемся к К. Итак, интенсивно используя оба полушария, он через разные экспликации (схемы, чертежи, картинки, слова, описания) перевел многомерный и многоконтекстный образ замка, хранимый его правым полушарием (полушарие головного мозга в мед. правая или левая половина большого мозга), в модель, доступную восприятию другого человека. Пусть не на 100% осуществлен «перевод», но какую-то степень взаимопонимания он обеспечил.
Представим, что скоро он повстречал еще 1-го человека, с которым возжелал поделиться своими мемуарами.
В сей раз ему уже не придется проводить работу по переводу-эксплицированию. У него уже есть готовая модель. И он сходу развернет ее перед собеседником, существенно сберегая время и силы.
Конкретно такую закономерность работы полушарий обрисовывает, на основании почти всех тестов, нейропсихолог Элхонон Голдберг*. Поначалу, сталкиваясь с новейшей задачей, мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) интенсивно употребляет оба полушария, при этом правое работает на опережение, его реакция резвее, чем у левого. При повторении той же задачки мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) употребляет ранее выработанное решение, и при всем этом активизируется лишь левое полушарие (То есть, вообще говоря, половина шара. Часто правая или левая половина большого мозга). У него уже есть определенная модель, которую оно употребляет. Это существенно упрощает мозговую деятельность и сберегает ресурсы.
Можно представить, что потому, по мере овладения речью как строительным материалом для сотворения моделей действительности, психика (Особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой) стремится сделать как можно больше таковых моделей, выявить достаточное количество определенных точных связей, чтоб ориентироваться в мире. Конкретно эта потребность движет, возможно, пытливым «почемучкой» 5-6 лет, донимающих родителей расспросами обо всем в мире.
Период овладения речью – это переход из чувственно-образного неопределенного, много-контекстного внутреннего отражения мира в отражение структурированное, имеющее точные связи, годное для обмена информацией с иными людьми.
Определенность и уверенность, которые дает таковой метод отражения действительности, весьма заманчивы.
Наша цивилизация построена на способности людей обмениваться вместе совершенно точно понимаемой информацией. Потому личные возможности к структурированию мыслей и эксплицированию мыслях играют решающие роль для личного фуррора. Везде эти возможности развиваются и поощряются.
Взрослея, человек меньше уделяет внимания «первичному», многоплановому отражению действительности, не проявленному в речи, и скоро почти все люди совершенно запамятывают о таковой способности собственной психики – отражать мир в его чувственной много-контекстной бесконечности. Они крепко поселяются в моделях действительности, которые загружаются из осваиваемой культуры. Им кажется, что ничего другого не считая такового мира, каким он стает в усвоенной модели, не существует.
И гласить о собственных дилеммах почти все из их готовы лишь в рамках этих моделей и на языке логики, конкретики и определенности.
Но, первичная способность много-контекстного чувственно-образного восприятия не только лишь не исчезает, но продолжает играться самую важную роль.
Дело в том, что конкретно в данной нам ОС, в правом полушарии, принимается негласное решение, какую информацию выводить в эксплицированную модель, а какую нет. И человек, если не смотрит за сиим действием специально, совершенно не замечает, как это происходит.
Чтоб данный факт был понятен, обратимся опять к К. и его родовому замку.
Невзирая на любовь к собственному дому и нежные мемуары, в целостной правополушарной картине есть кое-что не очень приятное. Будучи ребенком, К. время от времени подвергался наказаниям за нехорошее поведение. Его наказывали розгами либо запирали в чулан. Если про это начинать говорить – т.е. эксплицировать эти детали многомерного вида, – придется вроде бы вновь переживать ту боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение), ощущать себя жертвой, мучиться от слабости и безвыходности.
"Это мне либо другому нужно?" – вроде бы задается вопросцем владелец целостного мемуары. И воспринимает решение: не нужно.
В мир-модель переводить это совсем незачем.
Любопытно при всем этом то, что такое решение принимается чисто в ОС «Многоплановость». ОС «Конкретика» о этом решении не понимает. Потому это различается от сознательного выбора о кое-чем умолчать. Это не хитрость, а психологическая защита, которую именуют «расщепление» и «вытеснение». Тут сознание левого полушария просто не лицезреет ту деталь, которую сознание правого полушария решило бросить при для себя. «Я не помню себя до 7, до 10 лет» — частый парадокс психики, использовавшей эту защиту не один раз.
Но отсутствие болезненных частей в модели собственной действительности не значит их исчезновения из внутреннего мира.
Будучи сокрытыми, неосознанными, все эти факты исподволь влияют на личность, на то, как она относится сама к для себя, как проявляет себя в разговоре, каким лицезреет мир.
И если на этих уровнях человек испытывает значимые трудности, он нуждается в помощи особенного рода.
Нужно преодолеть «черту» , отделяющую его конкретное мышление, оперирующее четкими понятиями эксплицированных моделей действительности, от мышления чувственного, вмещающего мгновенно нескончаемые «голографические» «слепки» настоящего мира.
Т.е. передача данных меж 2-мя «компами» оказалась кое-чем заблокирована. Психика (Особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой) разделилась на «сознание» и «безотчетное» — на стройный мир Определенных Моделей и отвергнутое море Разноречивой Инфы. Повстречаться с Собой, осознать и исцелить Себя может быть, лишь вновь соединив «компы».
Тут, пожалуй, уместна метафора нарисованного очага в конурке папы Карло. Там было холодно и голодно, но присутствовала «модель» броского, принципиального, согревающего объекта. Так левое полушарие (То есть, вообще говоря, половина шара. Часто правая или левая половина большого мозга) может создавать иллюзию яркости и удачливости жизни, но чувства не обманешь. Если огнь существует всего только на уровне модели, он не может согревать.
Но, если сунуть нос в эту модель (т.е. направить на нее исследовательское внимание), она рвется, и указывает, что ЗА ней – запертая дверь КУДА-ТО. Так издавна заперта, что вся обросла сетью, а ключ от нее – потерян.
Вот мы и возвратились к тому, с что начали разговор. Что означает «не мыслить головой», и для что это созодать (либо, точнее, не созодать).Если человеку плохо, и он обращается за помощью, это гласит о том, что его внутренняя действительность содержит такие противоречия,
которые он не понимает, как разрешить.
В психологии сотворено много методов проявить эти противоречия и совладать с ними. И в любом из их приходится «прорывать» модель действительности – выходить из левополушарного метода отражения действительности. Он весьма комфортен, он подобен жестким берегам, но в то же время это – мир схем, стереотипов и старенького опыта. Когда ясно, что обычным повторением этого опыта задачку не решить, необходимо прокладывать новейшие пути и выявлять невидимые доныне связи.
Да, бывает жутко сойти со знакомого и понятного берега, лишиться сохранности защит. Но лучше признать этот ужас и познакомиться с ним, и вырасти над ним, чем накалывать себя и отталкивать мир собственного правого полушария.
Почти все современные способы психотерапии употребляют техники, напоминающие игру, для воссоединения с миром целостного отражения действительности. При помощи таковых приемов они сходу же обращаются конкретно к тому познанию, к той широкой инфы, которая хранится … где? – ранее гласили : в безотчетном. Сейчас много экспериментальных данных* за то, чтоб отдать абстрактному «безотчетному» «пространство под солнцем» и признать, что, возможно, всё достояние памяти, не прошедшей еще процесс эксплицирования, не узнанной, не увиденной, но серьезно влияющей на состояние психики и здоровья, — всё это по старинке хранится в правом полушарии коры мозга.
«По старинке» — т.е. так , как это было в позабытом доречевом детстве.
Конкретно потому техники и упражнения нередко напоминают детские игры. Но относиться к ним следует с этим же суровым почтением, как и к научному разговору. Поэтому что конкретно благодаря таковым техникам можно отыскать потерянный «золотой ключик» и открыть дверь в красивое далёко – т.е. вернуть здоровый обмен информацией 2-ух ОС собственного мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека), чтоб разрешить накопившиеся чувственные противоречия.
Таковых методов создано много, они различны в различных психокоррекционых подходах. Но одно общепринятое правило соединяет воединыжды их все: чтоб пройти в мир Правого полушария, исцелить спрятанные в нем раны и ранки и разжечь настоящий очаг внутреннего благополучия, необходимо на некое время оторвать взор от «экрана левого компа», отставить в сторону его «клавиатуру» — инициативный и эрудированный Разум, — и с тихим вниманием вглядеться в «правополушарный» многоплановый мир прямого познания, потаенных решений, образного мышления и интуиции.
Созодать это лучше в сопровождении спеца, который поможет в случае встречи с кое-чем болезненным. В то же время, вы сможете начать открывать и активировать ОС правого полушария, работая левой рукою (думаю, ни для кого не тайна перекрестная организация нервной системы и ровная связь левой руки с правым полушарием (полушарие головного мозга в мед. правая или левая половина большого мозга), а правой – с левым). Красивый метод, активирующий творчество и интуицию – вести ежедневник левой рукою, позволяя для себя записывать и зарисовывать все, что приходит в голову.
____________________
*Данные для статьи взяты из книжек «Сновидения, гипноз и деятельность мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека)» (создатель психофизиолог Вадим Ротенберг) и «Управляющий мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков). Лобные толики, лидерство и цивилизация» создатель нейропсихолог Элхонон Голдберг). В книжках приводятся результаты огромного количества тестов по исследованию специфичности работы левого и правого полушарий коры мозга в конце ХХ и начале XXI века.
Малинина Марина Валерьевна
Источник: